Для слабовидящих
Обращения и предложения граждан
Сведения об образовательной организации
Дистанционное обучение
Уполномоченный по правам ребенка в СК

Учебно-методическая работа



Учебно-методическая работа кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик включает в себя следующие направления работы:
• разработка содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
• разработка содержания учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
• разработка и обновление учебных программ, учебно-методических комплексов и фонда оценочных средств по дисциплинам кафедры, методических указаний к курсовым и дипломным работам, материалов для промежуточной и итоговой аттестации;
• повышение квалификации преподавателей;
• оказание методической помощи преподавателям филиалов ГБОУ ВО СГПИ и учителям школ, ДОО;
• разработка и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе;
• информатизация учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры;
• разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по дисциплинам, закрепленным за кафедрой;
• разработка и апробация диагностических материалов с целью выявления уровня обученности студентов, их затруднений при изучении дисциплин, по которым специализируется кафедра;
• осуществление внутривузовского контроля качества знаний студентов на основе внедрения тестовых материалов;
• осуществление контроля качества преподавания учебных дисциплин;
• разработка новой тематики курсовых и дипломных проектов;
• осуществление взаимопосещения преподавателями учебных занятий;
• проведение открытых занятия и обсуждение их на заседаниях кафедры.

Руководство и методическое сопровождение ОПОП, закрепленных за кафедрой теории, истории общей педагогики и социальных практик:
Уровень СПО:

1. ОПОП 44.02.02 Преподавание в начальных классах (база 9 кл.);
2. ОПОП 44.02.02 Преподавание в начальных классах (база 11 кл.).
Уровень бакалавриата:
1. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование», профиль «Дополнительное образование»;
2. 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Музыка», профиль «Дополнительное образовани.
Уровень аспирантуры:
1. 44.06.01 Образование и педагогические науки направленность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (очка) / 5.8. Педагогика, 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования;
2. 44.06.01 Образование и педагогические науки направленность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (ФЗО) / 5.8. Педагогика, 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования;
3. 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (очка) / 5.8. Педагогика, 5.8.7 Методология и технология профессионального образования;
4. 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (ФЗО) / 5.8. Педагогика, 5.8.7 Методология и технология профессионального образования.

Сотрудниками кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик осуществляется преподавание дисциплин на всех факультетах института. На кафедре ведётся работа по созданию комфортной среды обучения. В связи с этим ППС кафедры в своей профессиональной деятельности делают акцент на оптимизацию методов обучения, формирующих практические навыки анализа информации и самообучения. Сюда относятся педагогические методы, стимулирующие обучение посредством действия, обмена опытом, экспериментирования, сотрудничества, творческого разрешения проблем, обратной связи посредством педагогического взаимодействия, использование ролевых моделей в учебном процессе, кейс-технологий, деловых игр и др.

Основные задачи по организации учебно-методической работы:
• формирование высокоэффективной системы образовательной и воспитательной работы со студентами, способной обеспечить достижения высокого качества подготовки обучающихся;
• осуществление в рамках кафедры организационно-управленческого, научно-методического, информационно-технологического, морально-психологического и инфраструктурного обеспечения с учётом новых ФГОС ВО и ФГОС СПО;
• освоение ППС кафедры дистанционными технологиями, осуществление перевода дисциплин в дистанционный формат с использованием корпоративного портала (Интернет-курсов, обучающих материалов, проведение занятий и дистанционных контрольных мероприятий в режиме реального времени и др.);
• обеспечение качества подготовки кадров для образовательных организаций дошкольного, начального и общего образования на основе реализации компетентностного подхода, интеграции фундаментальных и прикладных научных исследований, и инновационных достижений;
• обновление содержания учебных программ, оценочных и методических материалов по дисциплинам, закрепленным за кафедрой;
• модернизация системы непрерывного педагогического образования бакалавров посредством внедрения в образовательный процесс новых научных, образовательных, информационных и коммуникационных технологий, программ повышения квалификации и переподготовки работников образовательных организаций, в основу реализации которых ложится использование компетентностного подхода и принципов гуманизации и гуманитаризации на разных уровнях образования;
• повышение научно-методического уровня и профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава кафедры посредством прохождения ими курсов повышения квалификации, участия в деятельности научно-исследовательских лабораторий, в реализации научно-исследовательских проектов, программ и грантов, в конференциях, форумах и семинарах международного, всероссийского, регионального и вузовского уровней;
• обогащение научно-методического знания в сфере дошкольного, начального и  общего образования посредством целенаправленной организации научных исследований, научно-методических и практических конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, проводимых в студенческих научных объединений и кружков, совместной творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся с последующей публикацией и применением полученных результатов на практике и их использованием в современном образовательном процессе;
• участие в профориентационной работе и организации агитационной кампании, обеспечивающей выполнение плана набора;
• проведение самоаттестации кафедры на предмет соответствия ее деятельности требованиям СМК ГБОУ ВО СГПИ;
• развитие сетевых образовательных программ, межвузовского взаимодействия по обеспечению академической мобильности обучающихся и ППС кафедры;
• обеспечение доступности образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала сотрудников и обучающихся посредством совершенствования организации проектной деятельности обучающихся, совершенствования системы повышения квалификации сотрудников и развития системы подготовки кадров для кафедры в целом;
• развитие взаимодействия с работодателями по широкому спектру направлений от разработки образовательных программ, участия в реализации образовательного процесса и проведении совместных научных исследований до сопровождения, адаптации и трудоустройства выпускников.

На кафедре регулярно проводятся учебно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике:
• Трансформация образовательной среды высшей школы в условиях новых вызовов;
• «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки»;
• Профессионализм современного педагога: контур нового концепта;
• «Преподавание в высшей школе: антрополого-педагогический аспект»;
• «Модель качеств современного преподавателя»;
• Особенности реализации дисциплины «Педагогика» с учётом Ядра высшего педагогического образования;
• «Информационные технологии в деятельности преподавателя»;
• «Теория и технологии модернизации образования: компетентностно-контекстный подход»;
• Самообразование - ведущий компонент профессионального самосовершенствования педагога
• «Профессионально-личностная траектория развития личности студента в образовательном процессе вуза»;
• «Современная лекция в вузе: традиции или инновации»;
• «Конкурентоспособность учителя как проблема современного образования»;
• «Теоретические и практические аспекты модернизации (реформирования) педагогического образования»;
• «Феноменология профессионализма педагога: от профессиограммы к профессиональному стандарту»;
• «О новых подходах к качеству профессионального образования»;
• «Готовность преподавателей к новым реалиям: продвижение в цифровую эпоху»;
• «Цифровая академическая этика ППС»;
• «Академический бенчмаркинг: какие практики удалось перенять?»;
• «Справедливость оценивания студентов: зачем в вузах нужны психометрики?»;
• «Цифровая педагогика сегодня: к чему должен быть готов педагог высшей школы».
Использование ИКТ в учебном процессе является одним из способов повышения мотивации обучения, способствует развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, а также помогает реализовать общение, образование и самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
Сотрудниками кафедры активно используют интерактивные доски как на лекциях, так в ходе проведения практических и лабораторных занятий. Работа с современными техническими средствами обучения сводится не только к демонстрации презентаций как важного компонента занятия, но и созданию мультимедийного контента. Таких, как показ документальных фильмов по тематике; визуализации информации с помощью облака тегов и инфографики и др.
Кафедра теории, истории общей педагогики и социальных практик придает особое значение проведению профориентационной работы среди выпускников средних школ города, края и СКФО.

Цель профориентационной работы кафедры теории, истории общей педагогики и социальных практик: организация профориентационных мероприятий на кафедре теории, истории общей педагогики и социальных практик, направленных на привлечение потенциальных абитуриентов. 

Основные задачи: 

  • Обеспечение качественного и своевременного набора абитуриентов; 
  • Информирование о вузе абитуриентов и родителей;
  • Организация профориентационных выездов в школы, СПО г. Ставрополя и Ставропольского края;
  • Расширение представительства кафедры в сети Интернет, в том числе социальных сетях, образовательных и информационных ресурсах (распространение рекламного материала через группы родителей и школьников в социальных сетях, размещением в средствах массовой информации и др.).

Ведущими направлениями профориентационной работы кафедры: 
1. Использовать накопленный опыт и имеющиеся формы проведения профориентационных мероприятий на факультете: 
- проведения дня открытых дверей института и факультета,  
- обновление рекламных буклетов и кафедральных материалов для абитуриентов и их родителей,  
- обновление электронной презентаций кафедры; 
- создание и систематическое наполнение актуальным контентом странички кафедры в социальной сети «Instagram». 
2. Обеспечить проведение мероприятий профориентационного характера с привлечением студентов-активистов выпускных курсов. 
3. Реализовать систематическую работу с одаренными детьми в рамках профориентационной деятельности (видео-лекции, групповые и индивидуальные занятия). 
4. Организовать работу на предмет расширения сотрудничества с образовательными учреждениями г. Ставрополя и Ставропольского края с целью привлечения абитуриентов по направлениям и профилям подготовки кафедры;
5. Реализовать инновационные методики профориентационной работы по формированию заинтересованности учителей базовых школ в ведении деятельности по профориентации учащихся. 
6. Активное привлечение учителей и учащихся 10-11 классов базовых школ к внеаудиторным мероприятиям кафедры. 
7. Разработать и провести различные формы профориентационной работы среди выпускников школ, в том числе, с применением дистанционной формы взаимодействия. 
8. Создать базу данных по выпускникам базовых школ, учреждений СПО и потенциальным абитуриентам. 
9. Провести выездные встречи с выпускниками школ и колледжей, а также инициирование переговоров с администрацией городских округов, муниципальных районов и муниципалитетов о целевых направлениях для выпускников на обучение по направлениям подготовки кафедры; 
10. Участие в проведении профильных педагогических классов и проектных смен с целью ранней профориентации, профилизации, профессионального отбора и поддержки учащихся, а также повышение количественных и качественных показателей целевого набора; 
11. Реализация дополнительных общеразвивающих программ для школьников; 
12. Реализация социально значимых проектов на территории г. Ставрополя с привлечением школьников и студентов колледжей;
13. Организация и проведение ежегодных творческих конкурсов с привлечением талантливых школьников и студентов колледжей.
Кафедра теории, истории общей педагогики и социальных практик помогает выпускникам и студентам найти работу по специальности после окончания учебы или в процессе учебы на старших курсах. Учебные учреждения города и края заинтересованы в подготовленных и конкурентоспособных специалистах – выпускниках Ставропольского государственного педагогического института.
Кроме того, кафедра поддерживает связь со своими выпускниками разных лет, и в случае появления вакансии для специалиста с опытом работы, готова содействовать поиску подходящего кандидата среди выпускников.

Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой теории, истории общей педагогики и социальных практик:
• Аксиологические основы педагогики.  
• Актуальные проблемы педагогики.
• Антропология детства.
• Артпедагогика в дополнительном образовании.
• Взаимосвязь субъектов дополнительного образования.
• Здоровьесберегающие технологии в ДОО.
• Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
• Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях.
• Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Имиджеология в практической деятельности педагога дополнительного образования.
• Инновационная деятельность в ДОУ.
• Интеграция и обучения детей с опытом миграции.
• История образования и педагогической мысли в России и за рубежом.  
• История педагогики и образования.
• История педагогики.
• Культурно-просветительская деятельность в системе образования.
• Медиапедагогика в дополнительном образовании.
• Методика организации волонтерской деятельности.   
• Методика работы вожатого в детско-юношеской организации.
• Методика самостоятельной работы студента.
• Методика самостоятельной работы студентов.
• Методическая работа педагога дополнительного образования.
• Методические основы организации гражданско-патриотического воспитания.
• Методология и методика в психолого-педагогических исследованиях.
• Методология и методы психолого-педагогических исследований.
• Методология и методы психолого-педагогического исследования.
• Методология психолого-педагогического исследования.
• Методы активизации процесса обучения.
• Методы исследовательской и проектной деятельности.
• Методы организации поддерживающей социальной среды.
• Музейная педагогика.
• Научно-педагогические исследования в системе дополнительного образования.
• Общая педагогика, история педагогики и образования.  
• Общие основы педагогики.
• Организационная культура. 
• Организация досуга детей и подростков.
• Организация проектной деятельности в школе.
• Организация психолого-педагогического исследования.
• Основы вожатской деятельности.   
• Основы волонтёрской деятельности.
• Основы научно-исследовательской деятельности.
• Основы организации внеурочной работы в начальной школе.
• Основы педагогики.
• Основы педагогического мастерства.
• Основы педагогического прогнозирования.
• Основы социальной работы.
• Основы учебно-исследовательской деятельности студентов.
• Основы учебно-исследовательской деятельности.
• Патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования.
• Педагогика детского творчества.
• Педагогика дополнительного образования детей и подростков. 
• Педагогика досуговой деятельности детей.
• Педагогика и психология семьи и семейного воспитания.
• Педагогика летнего отдыха.
• Педагогика майнд-фитнеса в дополнительном образовании.
• Педагогика межнационального общения.
• Педагогика профессиональной ориентации и самоопределения.
• Педагогика работы с одаренными детьми в дополнительном образовании.
• Педагогика технического творчества в дополнительном образовании.
• Педагогика тьюторства в дополнительном образовании.
• Педагогика.
• Педагогическая антропология.
• Педагогическая инноватика.
• Педагогическая психология.
• Педагогическая толерантность учителя начальных классов.
• Педагогическая толерантность.
• Педагогические системы и технологии.  
• Педагогические теории и системы обучения младших школьников.
• Педагогические теории и системы.
• Педагогические технологии в дополнительном образовании.
• Педагогические технологии.
• Педагогический менеджмент в дополнительном образовании.
• Педагогическое мастерство учителя начальных классов.
• Педагогическое общение и взаимодействие.
• Педагогическое проектирование.
• Поликультурное образование в начальной школе.
• Поликультурное образование.
• Практикум волонтерской деятельности.
• Практикум работы с творческим объединением.
• Практикум работы с творческими объединениями.
• Прикладная социология.
• Программы художественно-эстетической направленности в дополнительном образовании.
• Проектирование безопасной развивающей образовательной среды.
• Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в дополнительном образовании.
• Проектирование педагогического взаимодействия.
• Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере.
• Проектно-исследовательская деятельность в начальном образовании.
• Психолого-педагогический практикум. 
• Работа с семьей детей и подростков группы риска.
• Развитие навыков ЗОЖ у обучающихся по программам дополнительного образования.
• Развитие социального интеллекта детей в системе дополнительного образования.
• Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.
• Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
• Семейная педагогика и психология семейных отношений.
• Семейная педагогика.
• Система социальной защиты детства.
• Современные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.
• Современные образовательные технологии.
• Современные основы обучения.
• Современные проблемы науки и образования.
• Современные технологии педагогической деятельности.
• Современные тренды развития образования.
• Социальная компетентность личности.
• Социальная педагогика.
• Социальное взаимодействие в поликультурном обществе.
• Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.  
• Социально-педагогическая работа с замещающей семьей. 
• Социально-педагогические основы профилактики безнадзорности и правонарушений.
• Социально-педагогическое сопровождение развития детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
• Социальный менеджмент.
• Социокультурные практики в образовании.
• Социология.
• Социология культуры.
• Социология образования.
• Спецкурс по педагогике.
• Сравнительная педагогика. 
• Теоретико-методологические основы педагогики.  
• Теории обучения и воспитания.
• Теория и история дополнительного образования.
• Теория и методика воспитания.
• Теория и методика профессионального образования.
• Теория и практика деятельности детских и молодежных объединений.
• Теория обучения и воспитания учащихся начальных классов.
• Теория обучения и воспитания учащихся начальных классов.
• Технологии педагогического стартап-проектирования.
• Технология и организация воспитательных практик (классное руководство).
• Технология и организация воспитательных практик.
• Формирование безопасной образовательной среды в системе дополнительного образования.
• Формирование толерантности в дополнительном образовании.
• Формирование этнонациональной и конфессиональной культуры у субъектов дополнительного образования.
• Экспертиза результатов научно-исследовательской работы.
• Энопедагогика.