Учебно-методическая работа
Сотрудники кафедры русского, родных языков и лингводидактики реализуют дисциплины на всех факультетах института, в том числе на факультете дополнительных образовательных программ.
Преподаватели кафедры систематически осуществляют корректировку и разработку рабочих программ, методических рекомендаций и оценочных средств по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.
Кафедра русского, родных языков и лингводидактики ведёт работу по созданию комфортной среды обучения.
В связи с этим ППС кафедры в своей профессиональной деятельности делают акцент на оптимизацию методов обучения, формирующих практические навыки анализа информации и самообучения.
Сюда относятся педагогические методы, стимулирующие обучение посредством действия, обмена опытом, экспериментирования, сотрудничества, творческого разрешения проблем, обратной связи посредством педагогического взаимодействия,
использование ролевых моделей в учебном процессе, кейс-технологий, деловых игр и др.
Основные направления учебно-методической работы кафедры:
Учебно-методическая работа кафедры включает в себя:
- разработку и корректировку программ и учебных планов по предметам специализации кафедры;
- внедрение основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлениям Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Специальное (дефектологическое) образование,
Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование, Народная художественная культура;
- разработку содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
- разработку содержания учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
- повышение квалификации преподавателей;
- оказание методической помощи преподавателям филиалов ГБОУ ВО СГПИ и педагогам школ;
- изучение и внедрение в практику работы кафедры и вуза передового научного и педагогического опыта;
- проведение открытых занятий по дисциплинам кафедры;
- разработку и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе;
- информатизацию учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры;
- разработку положений о проведении конкурсов, олимпиад;
- разработку и апробацию диагностических материалов с целью выявления уровня обученности студентов, затруднений при изучении дисциплин, по которым специализируется кафедра;
- осуществление внутривузовского контроля качества знаний студентов на основе внедрения тестовых материалов;
- осуществление контроля качества преподавания;
- осуществление контроля над проведением отработок и выполнением самостоятельной работы преподавателями и студентами;
- реализация программ практик в соответствии с учебным планом.
Основные задачи по организации учебно-методической работы:
1. Осуществлять в учебном процессе лингвоантропологическую образовательную парадигму.
2. Реализовывать научно-методическую деятельность: разработку учебных программ, учебно-методических комплексов, учебных и учебно-методических пособий.
3. Повышать методологический, профессиональный и методический уровни педагогической культуры: ознакомление с новейшими исследованиями в области лингвистики, методики, педагогики, психологии; апробировать и внедрять новые методы, приемы и принципы обучения студентов по дисциплинам кафедры.
4. Совершенствовать методики и повышать уровень преподавания дисциплин кафедры; реализовывать принцип системности и преемственности в процессе преподавании всех учебных дисциплин кафедры; отражать в содержании преподаваемых дисциплин изменения в образовательных стандартах начального и основного общего образования.
5. Разрабатывать и корректировать документацию, связанную с обучением студентов и слушателей по программам бакалавриата по различным профилям подготовки на очном отделении, Центре по заочному обучению, дополнительным и дистанционным образовательным технологиям и Центре профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
6. Формировать и совершенствовать уровень программ по основным дисциплинам программ бакалавриата по направлениям Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование,
Психолого-педагогическое образование, Народная художественная культура.
На кафедре регулярно проводятся учебно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике:
«Языковая личность в трудах современных лингвистов».
«Концепция преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе в условиях информатизации образовательного процесса».
«Инновационные модели обучения в преподавании дисциплин кафедры русского, родных языков и лингводидактики».
Использование ИКТ в учебном процессе является одним из способов повышения мотивации обучения, способствует развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, а также помогают реализовать общение, образование, самореализацию как главные человеческие потребности. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
Сотрудниками кафедры активно используют интерактивные доски как на лекциях, так и в ходе проведения практических занятий. Работа с современными техническими средствами обучения сводится не только к демонстрации презентаций
как важного компонента занятия, но и к созданию мультимедийного контента: показ документальных фильмов по тематике; визуализации информации с помощью облака тегов и инфографики и др.
Кафедра русского, родных языков и лингводидактики придает особое значение проведению профориентационной работы среди выпускников средних школ города, края и СКФО. В течение учебного года преподавателями проводилась следующая работа:
1. Организация работы студенческой приемной комиссии при кафедре:
1) подготовка выступлений студентов во время зимних каникул в родных школах на вечерах встречи выпускников;
2) распространение буклетов о вузе по месту прописки;
3) организация профессорско-преподавательским составом кафедры и студентами приемной комиссии проведения «Дня открытых дверей»;
4) работа по привлечению учащихся школ для участия в проведении «Дня открытых дверей» в ГБОУ ВО СГПИ.
2. Посещение преподавателями кафедры родительских собраний в школах г. Ставрополя и края, проводимых совместно с обучающимися, с целью привлечения для поступления в ГБОУ ВО СГПИ.
Кафедра русского, родных языков и лингводидактики помогает выпускникам и студентам найти работу по специальности после окончания учебы или в процессе учебы на старших курсах. Учебные учреждения города и края заинтересованы в подготовленных и конкурентоспособных специалистах – выпускниках Ставропольского государственного педагогического института.
Кроме того, кафедра поддерживает связь со своими выпускниками разных лет, и в случае появления вакансии для специалиста, готова содействовать поиску подходящего кандидата среди выпускников.
Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой
1. Академическая риторика
2. Введение в когнитивную лингвистику
3. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности
4. Виды языкового анализа в школе и вузе
5. Дискурс: интерпретация и способы исследования
6. История русского языка
7. Каллиграфия
8. Креативное моделирование современного текста
9. Лексикография XXI века: общие вопросы лексикографической теории и практики
10. Лексикография: история и современность
11. Лингвистические технологии в публичной коммуникации
12. Лингвометодические технологии филологического образования
13. Лингвоэкологическая культура педагога
14. Методика обучения русскому языку
15. Методика обучения русскому языку в начальной школе
16. Методика обучения детей дошкольного возраста грамоте
17. Методика обучения русскому языку и литературному чтению
18. Методика подготовки к устному ответу (монологу)
19. Методика преподавания русского языка как неродного
20. Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
21. Методика проверки письменных работ
22. Методика развития речи
23. Методика развития речи детей дошкольного возраста
24. Методологические основы современной лингвистики
25. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи
26. Обучение написанию сочинения и изложения
27. Ортология
28. Основы библиографии
29. Основы официально-делового письма
30. Педагогические технологии социализации и языковой адаптации обучающихся с миграционной историей
31. Практикум по орфографии и пунктуации
32. Практикум по русскому правописанию
33. Проблематика и перспективы исследования когнитивной лингвистики
34. Проблемы и противоречия языковой нормы
35. Пропедевтический курс русского языка
36. Профессиональная риторика
37. Профессионально-педагогическая коммуникация в специальном образовании
38. Речевые практики
39. Родной язык
40. Русская диалектология
41. Русский язык
42. Русский язык в профессиональной деятельности
43. Русский язык в профессиональной сфере
44. Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога
45. Русский язык и культура речи
46. Русский язык с методикой преподавания
47. Современные направления исследования языка
48. Современные проблемы грамматики
49. Современные технологии оценки и контроля качества языкового образования
50. Современный русский язык
51. Старославянский язык
52. Стилистика
53. Текстоцентрический принцип обучения русскому языку
54. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
55. Теория и методика развития речи у детей
56. Теория языка
57. Техника речи
58. Технологии моделирования учебно-научного текста
59. Технологии обучения русскому языку как иностранному в начальной школе
60. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий, общения
61. Тренинг профессиональной коммуникации
62. Философия языка: история и современность
63. Формирование метапредметных связей на уроках русского языка