Для слабовидящих
Обращения и предложения граждан
Сведения об образовательной организации
Дистанционное обучение
Уполномоченный по правам ребенка в СК

Учебно-методическая работа



Сотрудники кафедры русского, родных языков и лингводидактики реализуют дисциплины на всех факультетах института, в том числе на факультете дополнительных образовательных программ.
Преподаватели кафедры систематически осуществляют корректировку и разработку рабочих программ, методических рекомендаций и оценочных средств по дисциплинам, закрепленным за кафедрой. 
Кафедра русского, родных языков и лингводидактики ведёт работу по созданию комфортной среды обучения.
В связи с этим ППС кафедры в своей профессиональной деятельности делают акцент  на оптимизацию методов обучения, формирующих практические навыки анализа информации и самообучения. 
Сюда относятся педагогические методы, стимулирующие обучение посредством действия, обмена опытом, экспериментирования, сотрудничества, творческого разрешения проблем, обратной связи посредством педагогического взаимодействия,
использование ролевых моделей в учебном процессе, кейс-технологий, деловых игр и др. 
 Основные направления учебно-методической работы кафедры:

Учебно-методическая работа кафедры включает в себя: 
-  разработку и корректировку программ и учебных планов по предметам специализации кафедры;
-  внедрение основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлениям Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Специальное (дефектологическое) образование,
Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование, Народная художественная культура;
-  разработку содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
-  разработку содержания учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
-  повышение квалификации преподавателей;
-  оказание методической помощи преподавателям филиалов ГБОУ ВО СГПИ и педагогам школ; 
-  изучение и внедрение в практику работы кафедры и вуза передового научного и педагогического опыта;
-  проведение открытых занятий по дисциплинам кафедры; 
-  разработку и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; 
-  информатизацию учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры;
-  разработку положений о проведении конкурсов, олимпиад;
-  разработку и апробацию диагностических материалов с целью выявления уровня обученности студентов, затруднений при изучении дисциплин, по которым специализируется кафедра; 
-  осуществление внутривузовского контроля качества знаний  студентов на основе внедрения  тестовых материалов; 
-  осуществление контроля качества преподавания;
-  осуществление контроля над проведением отработок и выполнением самостоятельной работы преподавателями и студентами;
-  реализация программ практик  в соответствии с учебным планом.

Основные задачи по организации учебно-методической работы:
1.    Осуществлять в учебном процессе лингвоантропологическую образовательную парадигму.
2.    Реализовывать научно-методическую деятельность: разработку учебных программ, учебно-методических комплексов, учебных и учебно-методических пособий.
3.    Повышать методологический, профессиональный и методический уровни педагогической культуры: ознакомление с новейшими исследованиями в области лингвистики, методики,  педагогики, психологии; апробировать и внедрять новые методы, приемы и принципы обучения студентов по дисциплинам кафедры.
4.    Совершенствовать методики и повышать уровень преподавания дисциплин кафедры; реализовывать  принцип системности и преемственности в процессе преподавании всех учебных дисциплин кафедры; отражать в содержании преподаваемых дисциплин изменения в образовательных стандартах начального и основного общего образования.
5.     Разрабатывать и корректировать документацию, связанную с обучением студентов и слушателей по программам бакалавриата по различным  профилям подготовки на очном отделении, Центре по заочному обучению, дополнительным и дистанционным образовательным технологиям и Центре профессиональной подготовки и переподготовки кадров. 
6.    Формировать и совершенствовать уровень программ по основным дисциплинам программ бакалавриата по направлениям Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование,
 Психолого-педагогическое образование, Народная художественная культура.
 На кафедре регулярно проводятся учебно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике: 
«Языковая личность в трудах современных лингвистов».
«Концепция преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе в условиях информатизации образовательного процесса».
«Инновационные модели обучения в преподавании дисциплин кафедры русского, родных языков и лингводидактики».
Использование ИКТ в учебном процессе является одним из способов повышения мотивации обучения, способствует развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, а также помогают реализовать общение, образование, самореализацию как главные человеческие потребности. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

Сотрудниками кафедры активно используют интерактивные доски как на лекциях, так  и в ходе проведения практических занятий. Работа с современными техническими средствами обучения сводится не только к демонстрации презентаций
как важного компонента занятия, но и к созданию мультимедийного контента: показ документальных фильмов по тематике; визуализации информации с помощью облака тегов и инфографики и др. 

Кафедра русского, родных языков и лингводидактики придает особое значение проведению профориентационной работы среди выпускников средних школ города, края и СКФО. В течение учебного года преподавателями проводилась следующая работа: 
1. Организация работы студенческой приемной комиссии  при кафедре:
1) подготовка выступлений студентов во время зимних каникул в родных школах на вечерах встречи выпускников;
2) распространение буклетов о вузе по месту прописки;
3) организация профессорско-преподавательским составом кафедры и студентами приемной комиссии проведения «Дня открытых дверей»;
4) работа по привлечению учащихся школ для  участия в проведении «Дня открытых дверей» в ГБОУ ВО СГПИ.
2. Посещение преподавателями кафедры родительских собраний  в школах г. Ставрополя и края, проводимых совместно с обучающимися, с целью привлечения для поступления в ГБОУ ВО СГПИ.
Кафедра русского, родных языков и лингводидактики помогает выпускникам и студентам найти работу по специальности после окончания учебы или в процессе учебы на старших курсах. Учебные учреждения города и края заинтересованы в подготовленных и конкурентоспособных специалистах – выпускниках Ставропольского государственного педагогического института.
Кроме того, кафедра поддерживает связь со своими выпускниками разных лет, и в случае появления вакансии для специалиста, готова содействовать поиску подходящего кандидата среди выпускников.
 
Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой
1.    Академическая риторика
2.    Введение в когнитивную лингвистику
3.    Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности
4.    Виды языкового анализа в школе и вузе
5.    Дискурс: интерпретация и способы исследования
6.    История русского языка
7.    Каллиграфия
8.    Креативное моделирование современного текста 
9.    Лексикография XXI века: общие вопросы лексикографической теории и практики
10.    Лексикография: история и современность
11.    Лингвистические технологии в публичной коммуникации
12.    Лингвометодические технологии филологического образования
13.    Лингвоэкологическая культура педагога
14.    Методика обучения русскому языку
15.    Методика обучения русскому языку в начальной школе   
16.    Методика обучения детей дошкольного возраста грамоте
17.    Методика обучения русскому языку и литературному чтению
18.    Методика подготовки к устному ответу (монологу)
19.    Методика преподавания русского языка как неродного
20.    Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
21.    Методика проверки письменных работ
22.    Методика развития речи
23.    Методика развития речи детей дошкольного возраста
24.    Методологические основы современной лингвистики
25.    Обучение и воспитание детей с нарушениями речи
26.    Обучение написанию сочинения и изложения
27.    Ортология
28.    Основы библиографии
29.    Основы официально-делового письма
30.    Педагогические технологии социализации и языковой адаптации обучающихся с миграционной историей
31.    Практикум по орфографии и пунктуации
32.    Практикум по русскому правописанию
33.    Проблематика и перспективы исследования когнитивной лингвистики
34.    Проблемы и противоречия языковой нормы
35.    Пропедевтический курс русского языка
36.    Профессиональная риторика
37.    Профессионально-педагогическая коммуникация в специальном образовании
38.    Речевые практики   
39.    Родной язык
40.    Русская диалектология
41.    Русский язык
42.    Русский язык в профессиональной деятельности
43.    Русский язык в профессиональной сфере
44.    Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога
45.    Русский язык и культура речи          
46.    Русский язык с методикой преподавания
47.    Современные направления исследования языка
48.    Современные проблемы грамматики
49.    Современные технологии оценки и контроля качества языкового образования
50.    Современный русский язык
51.    Старославянский язык
52.    Стилистика
53.    Текстоцентрический принцип обучения русскому языку
54.    Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
55.    Теория и методика развития речи у детей
56.    Теория языка
57.    Техника речи
58.    Технологии моделирования учебно-научного текста
59.    Технологии обучения русскому языку как иностранному в начальной школе
60.    Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий, общения
61.    Тренинг профессиональной коммуникации
62.    Философия языка: история и современность
63.    Формирование метапредметных связей на уроках русского языка