Учебно-методическая работа
Учебно-методическая работа кафедры коррекционной психологии и писхофизиологии ориентирована на становление профессионала, обладающего высоким интеллектуальным, нравственным, социокультурным потенциалом.
Возрастающие требования к уровню компетентности выпускников обусловлены необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов с прочно сформированными ценностными ориентациями и потребностями в постоянном самообразовании и саморазвитии.
Основными направлениями учебно-методической работы кафедры являются:
- реализация учебных дисциплин на всех факультетах института по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также по программам повышения квалификации и переподготовки кадров;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по закрепленным за кафедрой дисциплинам и практикам, включающее разработку УМК, подготовку учебных и учебно-методических пособий;
- электронное и дистанционное сопровождение образовательного процесса;
- руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология» и специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения;
- организация предметных олимпиад, подготовка студентов к участию в конкурсах профессиональной направленности;
- систематическое повышение квалификации по актуальным программам и направлениям.
Преподаватели кафедры коррекционной психологии и психофизиологии систематически осуществляют корректировку и разработку рабочих программ дисциплин, методических рекомендаций и фондов оценочных материалов по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.
Проведению на высоком профессиональном и методическом уровне занятий, способствует и то, что все преподаватели кафедры проходят курсы повышения квалификации как по читаемым дисциплинам, так и по методике преподавания в вузе.
Все преподаватели кафедры широко используют активные формы обучения, в т.ч. применяя компьютерные технологии и технологии дистанционного обучения. Практические работы, деловые игры, кейс-задачи максимально приближены к практике, они предполагают проведение исследования, творческий подход, самостоятельность при выполнении. Это позволяет студентам закрепить полученные знания, смоделировать ситуации, встречающиеся в профессиональной деятельности, приобрести навыки практической работы.
Пристальное внимание профессорско-преподавательским составом кафедры уделяется профессиональному становлению студентов, осуществляемому в процессе практической подготовки. На кафедре реализуются все типы учебной и производственных практик: учебная (ознакомительная) практика, производственная (педагогическая) практика, производственная (технологическая (проектно-технологическая)) практика, производственная практика (научно-исследовательская работа).
Организация практики осуществляется на основе договоров практической подготовки с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО. Программы практики насыщены разнообразными профессионально-ориентированными заданиями, к руководству широко привлекаются работодатели.
На кафедре регулярно проводятся учебно-методологические и научно-методические семинары, на которых обсуждаются вопросы перехода к новым стандартам обучения; различные методики, организационные вопросы проведения лекций, практических занятий, олимпиад, студенческих научных конференций; особенности преподавания бакалаврам, магистрантам, аспирантам различных направлений и др. Преподавателями кафедры организуются семинары и вебинары для студентов и слушателей по обеспечению и поддержанию безопасной образовательной среды, сопровождению и реабилитации лиц с ОВЗ.
Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой коррекционной психологии и психофизиологии:
1. Альтернативная и дополнительная коммуникация в жизнедеятельности детей с РАС
2. Введение в профессию
3. Гендерная психология и девиантное поведение
4. Групповая супервизия для специалистов, работающих с детьми раннего возраста
5. Деятельность консилиума в образовательной организации
6. Дифференциальная психология и психофизиология
7. Дошкольная логопсихология
8. Дошкольная олигофренопсихология
9. Дошкольная сурдопсихология
10. Дошкольная тифлопсихология
11. Клиника интеллектуальных нарушений
12. Комплексная диагностика нарушений в развитии детей и подростков
13. Комплексное сопровождение детей и подростков группы риска
14. Консультирование в системе сопровождения детей с РАС
15. Коррекция нежелательного поведения детей с РАС
16. Личность в условиях депривации
17. Логопсихология
18. Методы консультативной, коррекционной и реабилитационной помощи детям группы риска
19. Неврологические основы логопедии
20. Невропатология
21. Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений в развитии
22. Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений психического развития лиц с ОВЗ
23. Нейропсихологические технологии в логопедии
24. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции развития детей с РАС
25. Организация деятельности ПМПК
26. Организация деятельности служб ранней помощи
27. Организация и содержание сопровождения детей с РАС
28. Организация и содержание специальной психологической помощи
29. Организация и содержание специальной психологической помощи в системе реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью
30. Основы нейропсихологии
31. Основы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации
32. Основы специальной психологии
33. Особенности развития детско-родительских отношений в раннем возрасте
34. Профилактика виктимности в образовательном пространстве
35. Профилактика нарушения психологического здоровья обучающихся и педагогов
36. Профилактика профессионального выгорания специалистов, работающих с лицами с ОВЗ
37. Профилактика суицидального поведения у детей группы риска
38. Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды
39. Психологическая реабилитация подростков с проблемами развития
40. Психологические особенности развития детей раннего возраста с ОВЗ
41. Психология виктимного поведения
42. Психология девиантного поведения
43. Психология детей с ЗПР
44. Психология детей с особенностями развития
45. Психология лиц с нарушениями зрения
46. Психология лиц с нарушениями речи
47. Психология лиц с нарушениями слуха
48. Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
49. Психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
50. Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья
51. Психология лиц с умственной отсталостью
52. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи
53. Психолого-педагогическая диагностика дошкольников с различными нарушениями в развитии
54. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ
55. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников с различными нарушениями в развитии (с практикумом)
56. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста с ОВЗ
57. Психолого-педагогическая диагностика( с практикумом) детей с РАС
58. Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим лиц с ограниченными возможностями здоровья
59. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС
60. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивной образовательной среде
61. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи
62. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ
63. Психолого-педагогическое сопровождение специалистов, работающих с лицами с ОВЗ
64. Психомоторное развитие детей раннего возраста с ОВЗ
65. Психопатология
66. Развитие коммуникации у детей раннего возраста с ОВЗ
67. Ранняя помощь и реабилитация детей с проблемами здоровья
68. Семейно-ориентированная помощь детям раннего возраста с ОВЗ
69. Системный подход к помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ
70. Современные методы реабилитиации детей и подростков, переживших экстремальные ситуации
71. Социально-психологический тренинг в работе специального психолога
72. Специальная психология
73. Теории развития в возрастной и специальной психологии
74. Технологии консультативной работы с лицами с ОВЗ
75. Технологии психокоррекционной работы с лицами с ОВЗ
76. Технологии психологического консультирования в системе психологичекой помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ
77. Технологии психологического сопровождения профессионального развития специалиста ранней помощи (практикум)
78. Технологии психотерапевтической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ
79. Технологии психотерапевтической работы с лицами с ОВЗ
80. Технология проектирования безопасной образовательной среды для детей раннего возраста с ОВЗ