Для слабовидящих
Обращения и предложения граждан
Сведения об образовательной организации
Дистанционное обучение
Уполномоченный по правам ребенка в СК

Учебно-методическая работа



Основные направления учебно-методической работы кафедры русской и мировой литературы и технологий обучения

Главной   задачей  кафедры является: 
-организация и осуществление на качественном уровне учебно-методической работы по подготовке специалистов  высокой профессиональной квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями и компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, проведение научных исследований, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. 

К основным задачам кафедры относятся:
- разработка основной  образовательной программы  по магистратуре, программам дополнительного профессионального образования;
 - разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих программ учебных дисциплин кафедры;
 - подготовка учебно-методических комплексов дисциплин, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, а также организация рецензирования учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы по реализуемым образовательным программам (дисциплинам/модулям);
 - обеспечение, организация и осуществление практической подготовки по реализуемым образовательным программам, в том числе всех видов практик (учебных, производственных, научно-исследовательских);
 - разработка методического обеспечения работы государственной экзаменационной комиссий по реализуемым образовательным программам, формирование предложений по составу ГЭК; 
- определение потребности в основной учебной литературе по дисциплинам кафедры для формирования и актуализации кафедрального фонда дополнительной учебной литературы и других информационных ресурсов кафедры;
 - проведение учебных занятий, предусмотренных соответствующими учебными планами, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий; 
- сопровождение самостоятельной работы обучающихся;
 - проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, государственной итоговой аттестации обучающихся по реализуемым образовательным программам; 
- организация и осуществление мероприятий по внедрению инновационных образовательных технологий во все виды учебных занятий, проводимых кафедрой; 
- руководство научно-исследовательской работой студентов, развитие их творческой активности путем приобщения их к научной работе кафедры, участию в олимпиадах и конкурсах научных 

Учебно- методическая работа включает в себя:
- организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса и его методическое обеспечение по дисциплинам Кафедры; 
-обеспечение инновационного характера учебного процесса; 
-организацию и проведение поисковых и прикладных научных исследований;
 -обеспечение учебного процесса по дисциплинам и курсам по профилю кафедры, предусмотренным основными профессиональными образовательными программами и/или программами дополнительного образования, а также внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий и инструментария цифровых технологий; 
-осуществление Программы воспитания по реализуемой образовательной программе и выполнение календарного плана воспитательной работы; 
-формирование у обучающихся гражданской позиции, социально значимых ценностей: патриотизм, гражданственность, духовность, инициативность, толерантность, креативность, инновационную корпоративную культуру; 
-сохранение и приумножение культурных и научных ценностей ; 
- руководство научно-исследовательской работой студентов, развитие их творческой активности путем приобщения их к научной работе кафедры, участию в олимпиадах и конкурсах научных работ студентов.

На кафедре регулярно проводятся учебно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике: 
современные формы организации учебного процесса: содержание методического сопровождения и методики преподавания и филологических  дисциплин; методы и формы организации и контроля самостоятельной работы студентов; использование дистанционных образовательных технологий в преподавании филологических дисциплин; стратегия и методология научно-исследовательской деятельности кафедры; современные методологические подходы к анализу художественного текста; слово-текст-контекст: методы, способы и приемы анализа художественного произведения и литературного процесса; перспективы филологического исследования сверхтекстового единства русской литературы.
Кафедра русской и мировой литературы и технологий обучения придает особое значение проведению профориентационной работы среди выпускников школ города, края и СКФО. В этом контексте, основной задачей профориентационной работы является обеспечение формирования контингента профессионально ориентированных абитуриентов по направлениям и профилям подготовки, реализуемым кафедрой русской и мировой литературы и технологий обучения. В течение учебного года преподавателями проводилась следующая работа: взаимодействие с образовательными организациями, в том числе дополнительного образования; осуществление рекламной деятельности; разработаны презентации, печатная и видео продукция об учебной, научной, проектно-инновационной деятельности кафедры; внутривузовская деятельность ведётся в рамках Дня открытых дверей, подготовительных курсов, школьно-студенческих научных конференций; реализация инновационных методик профориентационной работы по формированию заинтересованности учителей общеобразовательных школ в ведении деятельности по профориентации учащихся; разработка и проведение различных форм профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также выпускников прошлых лет, в том числе, с применением дистанционной формы взаимодействия.

Перечень дисциплин, закрепленных за кафедрой русской и мировой литературы и технологий обучения на 2024-2025 учебный год         

СПО
1.    Детская литература с практикумом по выразительному чтению
2.    Детская литература с практикумом
3.    Литература народов Северного Кавказа
4.    Литература

Бакалавриат
5.    Актуальные проблемы изучения литературы XIX века
6.    Актуальные проблемы поэтики русской литературы на рубеже XX-XXI веков
7.    Введение в литературоведение 
8.    Детская литература 
9.    Детская литература с основами литературоведения
10.    Детская литература с практикумом по выразительному чтению
11.    История зарубежной литературы
12.    История русской литературной критики 
13.    История русской литературы
14.    Литература
15.    Литература народов России
16.    Литература народов Северного Кавказа
17.    Методика  литературного чтения с  практикумом читательской деятельности
18.    Методика обучения литературе 
19.    Методы и технологии литературоведческого анализа 
20.    Поэтика литературы XVIII века
21.    Практикум по литературе XVIII века
22.    Практикум по литературе XIX  века 
23.    Практикум по литературе XX века
24.    Производственная практика/Производственная (педагогическая) практика 2
25.    Производственная практика/Производственная практика (научно-исследовательская работа) 1
26.    Производственная практика/Производственная (педагогическая) практика 1
27.    Преддипломная практика/Преддипломная практика
28.    Учебная практика/Учебная (технологическая (проектно-технологическая)) практика 2
29.    Учебная практика/Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))
30.    Родная литература
31.    Современный урок литературы 
32.    Теория литературы
33.    Устное народное творчество 
34.    Филологический анализ текста 
35.    Фольклор   

Магистратура
36.    Информационные технологии в профессиональной деятельности
37.    Информационные технологии диагностики филологических знаний
38.    Методология исследовательской деятельности
39.    Теория аргументации в исследовательской деятельности
40.    Инновационные процессы в филологическом образовании
41.    Открытые образовательные ресурсы в системе непрерывного филологического образования
42.    Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
43.    Методики и технологии освоения ключевых образов русской литературы
44.    Современные проблемы филологического образования
45.    Современные технологии онлайн-обучения
46.    Современные технологии оценки и контроля качества литературного образования
47.    Современные тренды развития образования
48.    Научное проектирование и грантообразующая деятельность
49.    Учебная практика (научно-исследовательская работа)
50.    Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая))
51.    Производственная практика (педагогическая) 
52.    Учебная практика (технологическая (проектно-технологическая))
53.    Производственная практика (научно-исследовательская работа) 

Аспирантура 
54.    История русской  литературы  XIX в.
55.    История русской  литературы XX  в.
56.    История литературоведения.
57.    Русская литература
58.    Производственная  практика/Практика по получению профессиональных умений и 
опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская.
59.    Производственная  практика/Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая.

Переподготовка
60.         Особенности обучения русскому языку и литературному чтению школьников с РАС
61.         Литературное образование дошкольников
62.         Практикум по выразительному чтению
63.         Литература с основами литературоведения
64.         Особенности преподавания русского языка и литературы школьникам с ОВЗ