Учебно-методическая работа
Учебно-методическая работа кафедры общей и возрастной психологии, обеспечивает качественную гуманитарную подготовку, а также сочетание теоретического и практического обучения студентов по установленным государственным общеобразовательным стандартам и квалификационным требованиям. Традиционно в процессе обучения особое внимание уделяется индивидуальной работе, при этом учитывается богатейший опыт отечественной психологической науки.
Кафедра общей и возрастной психологии ведет активную и целенаправленную работу по обеспечению учебного процесса учебными и учебно-методическими пособиями, методическими рекомендациями и разработками.
Преподаватели кафедры регулярно совершенствуют содержание лекций, учебно-методических и контролирующих материалов, работают над обеспечением занятий актуальным и грамотно составленным методическим материалом, разрабатывают фонд обучающих и контролирующих методических заданий; обновляют темы контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ, в соответствии с основными проблемами и направлениями развития современной науки и практики.
Преподавателями кафедры широко используются эффективные формы и методы, способствующие оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения, активизирующие мышление студентов: лекции проблемного характера, деловые игры, кейс-задачи, диспуты, доклады и др..
Кафедра осуществляет учебный процесс на уровне среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры (направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы «Детская практическая психология» и «Психологическое сопровождение и безопасность человека в образовании и социальном взаимодействии»), аспирантуры (по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки, направленность 5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред и 5.3.7 Возрастная психология).
Основные направления учебно-методической работы кафедры:
- реализация основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки «Педагогическое образования», «Психолого-педагогическое образование»;
- разработка содержания новых учебных курсов;
- корректировка содержания и методических материалов по дисциплинам психологического цикла, преподаваемых на кафедре;
- разработка и обновление учебно-методических комплексов дисциплин и материалов для промежуточной и итоговой аттестации;
- систематическое повышение квалификации преподавателей;
- своевременное оказание методической помощи преподавателям филиалов ГБОУ ВО СГПИ и педагогам школ, ДОО;
- проведение вебинаров по дисциплинам психологического цикла;
- информатизация учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры; разработка сайта кафедры общей и практической психологии и социальной работы;
- осуществление контроля качества преподавания учебных дисциплин (осуществление взаимопосещения преподавателями учебных занятий, проведение открытых занятия и обсуждение их на заседаниях кафедры).
В соответствии со Стратегией развития системы образования Ставропольского края, учебно-методическая и просветительская работа кафедры направлена на улучшение качества социальной среды в крае, обеспечивающей наиболее благоприятные условия и стимулы для развития человеческого капитала, а также повышение его ресурсов. Учебно-методические разработки преподавателей осуществляются в соответствии с основными проблемами и направлениями развития образовательного комплекса Ставропольского края.
Средства ИКТ активно используются кафедрой общей и возрастной психологии для повышения знаний и мотивации обучения студентов. Всеми преподавателями кафедры на учебных занятиях, научных и воспитательных мероприятиях применяются разработки мультимедиа и интерактивные доски.
Профориентационная работа
Одной из форм деятельности кафедры является профориентационная работа, которая активно осуществляется сотрудниками кафедры в течение всего учебного года.
Профессиональная ориентация как сложная система имеет многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические.
Профориентационная работа кафедры психологии осуществляется на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки института и своевременное привлечение обучающихся средних общеобразовательных школ к получению высшего образования.
Основной целью профориентационной работы кафедры является привлечение профессорско-преподавательского состава, студентов к активному участию в деле профессиональной ориентации молодежи, приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.
Основными задачами профориентационной работы являются:
- организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями общего образования г. Ставрополя и Ставропольского края;
- оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов института;
- изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента ВУЗа;
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, средних профессиональных учебных заведений, образовательных организаций;
- информирование об уровне образовательной деятельности ВУЗа.
Основными методами работы кафедры по профориентационной работе являются:
- информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
- профориентационное консультирование;
- профессиональная, профориентационная диагностика;
- психолого-педагогические методы;
- проведение социально-психологических тренингов и мастер-классов.
В рамках профориентационной работы осуществляется привлечение учащихся школ к участию в «Днях открытых дверей», научно-практических конференциях, вузовской олимпиаде школьников по психологии.
Кафедра общей и возрастной психологии активно взаимодействует как с дошкольными образовательными учреждениями, так и со школами города Ставрополя: МБОУ ДОУ д/с №72, МБДОУ д/с № 25, МБОУ СОШ №1, МОУ СОШ №2, МБОУ гимназия № 9 г. Ставрополя им. Героя Советского Союза Владимира Ковалева, МБОУ лицей №16, МОУ СОШ №21, МОУ СОШ №27, МОУ СОШ №45, МОУ СОШ №50, МОУ СОШ №64, а так же образовательными учреждениями Ставропольского края: МБОУ СОШ№ 8 им. Бочарова с. Елизаветинского, МБОУ СОШ №24 г. Михайловска, МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягурлы, Горнозаводская школа Кировского района, Советская школа Кировского района, Воровскалесская школа Андроповского района, МОУ СОШ №2 с. Александровское, МБОУ СОШ№ 1 г.Благодарный, МБОУ СОШ№ 7 пос. Чарграйский Арзгирский р-он, МБОУ СОШ№ 8 с. Садовое Арзгирский р-он.
Список дисциплин, закрепленных за кафедрой общей и возрастной психологии:
1. Введение в профессию.
2. Возрастная психология.
3. Гендерная психология.
4. Гендерная психология ребенка.
5. Детская психология.
6. Детская практическая психология.
7. Диагностика детской одаренности.
8. История и методология психологии.
9. Игровая терапия с детьми и подростками.
10. Инновационные технологии психологического просвещения в системе образования.
11. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований.
12. Культура представления результатов психолого-педагогических исследований.
13. Методология исследовательской деятельности.
14. Методы активизации образовательного процесса.
15. Методы психологического мониторинга, оценки риска и ресурсов психологического и социального развития несовершеннолетних.
16. Основы психологии.
17. Основы перинатальной психологии.
18. Основы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.
19. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
20. Педагогика и психология.
21. Педагогическая психология.
22. Психология.
23. Психология группы.
24. Психология семьи.
25. Психология искусства.
26. Психология человека.
27. Психология личности.
28. Психология общения.
29. Психодиагностика личности.
30. Психология рекламы.
31. Психология конфликта.
32. Психология развития и возрастная психология.
33. Психология развития, акмеология.
34. Психология развития.
35. Психология образования.
36. Психология развития ребенка.
37. Психология личностного роста.
38. Психология младшего школьника.
39. Психология детей младшего школьного возраста.
40. Психология детей дошкольного возраста.
41. Психология подросткового и юношеского возрастов.
42. Психология безопасности в социальном взаимодействии.
43. Психология творчества и одаренности.
44. Психология воспитательных практик.
45. Психология физического воспитания и спорта.
46. Психология управления.
47. Психология профессионального образования.
48. Психология образовательной деятельности в высшей школе.
49. Психологические и психобиологические особенности развития ребенка.
50. Психопрофилактика и психологическое просвещение в системе образования.
51. Психолого-педагогическая диагностика.
52. Психодиагностика обучающихся подросткового и юношеского возраста.
53. Психолого-педагогическая диагностика в системе образования.
54. Психодиагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста.
55. Психолого-педагогическое взаимодействие ДОО и семьи.
56. Психолого-педагогический практикум.
57. Психолого-педагогическая экспертиза.
58. Психологическое просвещение и консультирование субъектов образовательного процесса.
59. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.
60. Психолого-педагогическая диагностика ребенка дошкольного возраста с практикумом.
61. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса.
62. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в трудной жизненной ситуации.
63. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.
64. Психолого-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в сложной жизненной и юридически значимой ситуации.
65. Психологические основы безопасности жизнедеятельности.
66. Психологическая служба в образовании.
67. Психологическое консультирование.
68. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности.
69. Сказкотерапия в работе с детьми.
70. Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
71. Современные технологии арт-терапии.
72. Современные технологии арт-терапии в работе с детьми.
73. Социально-психологический тренинг адаптации к кризисным ситуациям.
74. Социально-педагогическая и психологическая служба.
75. Социальная психология.
76. Социальная психология образования.
77. Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях.
78. Технологии психологического консультирования.
79. Технологии психологического влияния на личность и защита от негативных воздействий.
80. Технологии работы с социальными меньшинствами и субкультурами.
81. Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
82. Теории и технологии психолого-педагогического сопровождения современного детства.
83. Тренинговые технологии в работе с детьми.
84. Тренинговые технологии в работе с подростками и молодежью.
85. Тренинг развития профессиональных педагогических навыков.
86. Управление конфликтами и организация переговорного процесса.
87. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.
88. Экспериментальные исследования детства.
89. Экспериментальная психология.
90. Ювенальная психология.
91. Ювенальная юридическая психология.