Для слабовидящих
Обращения и предложения граждан
Сведения об образовательной организации
Дистанционное обучение
Уполномоченный по правам ребенка в СК
  • Положение
  • Состав сотрудников лаборатории на 2025 г
  • Состав сотрудников лаборатории на 2024 г
  • Состав сотрудников лаборатории на 2023 г
  • Состав сотрудников лаборатории на 2022 г
  • Состав сотрудников лаборатории на 2020 г
  • Состав сотрудников лаборатории на 2021 г
  • Программа работы на 2020-2022 гг
  • План работы лаборатории на 2020 г
  • План работы лаборатории на 2021 г
  • План работы лаборатории на 2022 г
  • План работы лаборатории на 2023 г
  • План работы лаборатории на 2024 г
  • План работы лаборатории на 2025 г
  • Издательская деятельность 2024 г.
  • Издательская деятельность 2023 г.
  • Издательская деятельность 2022 г.
  • Издательская деятельность 2021 г.
  • Издательская деятельность 2020 г.
  • Издательская деятельность 2019 г
  • Издательская деятельность 2018 г.
  • Издательская деятельность 2017 г.
  • Издательская деятельность 2016 г.
  • Издательская деятельность 2015 г.
  • Издательская деятельность 2014 г.
  • Издательская деятельность 2013 г.
  • Издательская деятельность 2009 г.
  • Отчет о выполнении программы 2017-2019 гг
  • Отчет о работе за 2024 год
  • Отчет о работе за 2023 год
  • Отчет о работе за 2022 год
  • Отчет о работе за 2021 год
  • Отчет о работе за 2020 год
  • Отчет о работе за 2019 год
  • Отчет о работе за 2018 год
  • Отчет о работе за 2017 год
  • Отчет о выполнении программы за 2014-2016 гг
  • История участия в инновационной деятельности 2003-2020 гг
  • Лаборатория «Антропология детства»



    На основании приказа Министерства образования Ставропольского края № 194 от 11.04.2003 г. и Положения о структурных подразделениях в Ставропольском государственном педагогическом институте была открыта лаборатория «Антропология детства». 
    В настоящий момент общее научное руководство комплексной научной лабораторией «Антропология детства» осуществляет доктор педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» Александра Викторовна Шумакова.
    В рамках первого этапа своей работы (2003-2006 гг.) лаборатория осуществляла разработку программы «Исследование проблем образования и воспитания детей в условиях Ставропольского края». Для эффективной реализации программы были сформированы следующие ВНИКи: «Методология исследования проблем антропологии детства» (руководитель Шиянов Е.Н., доктор педагогических наук, профессор), «Антропология личности и ее развитие в детском возрасте (руководитель Лидак Л.В., доктор психологических наук, профессор); «Антропологические проблемы языковой культуры и педагогического общения» (руководитель Манаенко Г.Н., доктор филологических наук, профессор); «Психолого-педагогическая и правовая поддержка жизнедеятельности ребенка» (руководитель Чумичева Р.М., доктор педагогических наук, профессор); «Создание коррекционно-развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного и школьного образования» (руководитель Малофеев Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО); «Проблема образования в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии» (руководитель Курысь В.Н., доктор биологических наук, профессор); «Технологическое обеспечение антропологической подготовки педагога в системе непрерывного образования» (руководитель Харченко Л.Н., доктор педагогических наук, профессор), «Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка в условиях выбора и организации профильного обучения» (руководитель Савинова Л.В., доктор педагогических наук, профессор).
    В соответствии с приказом Министерства образования Ставропольского края №97-пр. от 05.03.2006 г. работа лаборатории осуществлялась в рамках научной программы «Технологическое обеспечение антропологического подхода в образовании». По программе успешно работали ВНИКи: «Антропологическая подготовка педагога для работы в системе профильного обучения» (руководители Редько Л.Л., доктор педагогических наук, профессор и Шиянов Е.Н., доктор педагогических наук, профессор); «Проектирование единого педагогического пространства непрерывного уровневого образования в условиях Ставропольского края (руководство осуществляли Редько Л.Л., доктор педагогических наук, профессор и Золотухина А.Ф., кандидат исторических наук); «Антропоориентированная подготовка и психологическое сопровождение педагогических кадров в рамках ВО и профессиональной деятельности» (руководитель Бобрышов С.В., доктор педагогических наук, профессор); «Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования» (руководитель Магомедов Р.Р., доктор педагогических наук, профессор); «Антропологический подход к изучению гуманитарных дисциплин в профильной школе» (руководство осуществляли Е.А. Ямбург Е.А., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Атарщикова Е.Н., кандидат филологических наук, доктор юридических наук, профессор); «Антропологический аспект исторического исследования: история образования, семьи и детства» (руководитель Пономарев Е.Г., доктор юридических наук, профессор); «Технологическое обеспечение реализации антропологического подхода в художественном образовании» (руководитель Сляднева Л.Н., доктор педагогических наук, профессор); «Социально-экономические и правовые основы управления образовательными учреждениями» (руководитель Шелкоплясова Г.С., доктор экономических наук, профессор).
    С 2009 по 2013 г. работа лаборатории велась в рамках научной программы «Антропологическое сопровождение реализации региональной модели образования» (Приказ Министерства образования Ставропольского края №97–пр. от 05.03.2009 г.) Научные исследования осуществлялись ВНИКами: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации моделей выравнивания стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения» (руководство осуществляли Магомедов Р.Р., доктор педагогических наук, профессор; Ромаева Н.Б. доктор педагогических наук, профессор); «Комплексная помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» (руководители Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, доцент; Слюсарева Е.С., кандидат психологических наук); «Антропологическое сопровождение процесса обеспечения качества подготовки будущего учителя в контексте региональной модели образования» (руководитель Редько Л.Л., доктор педагогических наук, профессор); «Обеспечение антропологического контекста исторического и филологического образования в средней школе и вузе» (руководство осуществляли Пономарев Е.Г., доктор юридических наук, профессор; Атарщикова Е.Н., кандидат филологических наук, доктор юридических наук, профессор); «Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве» (руководители кандидат психологических наук, доцент Прилепко Ю.В., кандидат психологических наук доцент Прилепских О.С.).
    С 2014 по 2016 г. работа лаборатории велась в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов» (Приказ Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края № 258-пр от 11.04.2015). Научные исследования осуществлялись ВНИКами: «Профессиональный стандарт педагога как основа модернизации подготовки будущих учителей и условие повышения качества деятельности образовательных организаций Ставропольского края». (руководители профессор Редько Л.Л., профессор Шумакова А.В.; научный консультант академик РАО Ямбург Е.А.); «Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды» (руководители профессор Пономарев Е.Г. и профессор Атарщикова Е.Н.); «Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве» (руководители доцент Прилепко Ю.В.., доцент Прилепских О.С.); «Антропологические основы организации и содержания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» (руководители доцент Слюсарева Е.С., доцент Кабушко А.Ю.; научный консультант – академик РАО Малофеев Н.Н.); «Антропологические проблемы детства в условиях кризиса современного российского общества и предотвращение жестокого обращения с детьми» (руководители профессор Бобрышов С.В., профессор Тинькова Е.Л.); «Антропологический потенциал традиционной культуры народов Ставрополья в обеспечении гармоничного развития личности ребенка в поликультурном регионе» (руководитель профессор Григорьев А.Ф.).
    С 2017 г. экспериментальная работа лаборатории велась по научной программе «Подготовка педагога для работы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов». Сроки реализации: 2017 – 2019 гг. Работа ведется по 8 направлениям профессорско-преподавательским составом ведущих кафедр ГБОУ ВО СГПИ с привлечением практических работников образования, объединенными в соответствующие ВНИКи: «Профессиональный стандарт педагога как основа модернизации подготовки будущих учителей и условие повышения качества деятельности образовательных организаций в Ставропольском крае» (руководители профессор Редько Л.Л., профессор Шумакова А.В.; научный консультант академик РАО Ямбург Е.А.); «Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды» (руководитель профессор Фокин А.А.); «Антропологические основы комплексной работы по формированию у обучающихся российской идентичности в процессе изучения отечественной истории и профилактике идеологии экстремизма в молодежной среде» (руководитель доцент Герман Р.Э.); «Антропологические основы организации и технологического обеспечения комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» (руководители доцент Слюсарева Е.С., доцент Кабушко А.Ю.; научный консультант – академик РАО Малофеев Н.Н.); «Антропологические основы гуманизации социализации и воспитания детей в условиях кризиса современного российского общества и предотвращение жестокого обращения с детьми» руководители профессор Бобрышов С.В., профессор Тинькова Е.Л.); «Антропологический потенциал традиционной культуры народов Ставрополья в гармоничном развитии личности в поликультурном регионе» (руководитель профессор Григорьев А.Ф.); «Антропологические основы психолого-педагогического сопровождения развития одарённых детей и талантливой молодёжи» (руководитель профессор Корлякова С.Г.); «Антропологические основы формирования у детей и учащейся молодежи ценностных установок здоровьесбережения и собственного стиля здорового образа жизни» (руководители профессор Тинькова Е.Л., профессор Магомедов Р.Р.).

    С 2020 г. экспериментальная работа лаборатории ведется по научной программе «Подготовка педагогов к формированию безопасной развивающей образовательной среды». Сроки реализации: 2020 – 2022 гг. Работа ведется по 7 направлениям профессорско-преподавательским составом ведущих кафедр ГБОУ ВО СГПИ с привлечением практических работников образования, объединенными в соответствующие ВНИКи: «Методологическое, технологическое и методическое обеспечение внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, проведения комплексной оценки качества работы педагогов и образовательных организаций в целом» (руководитель: профессор Редько Л.Л., соруководитель: профессор Шумакова А.В.; научный консультант: академик РАО Ямбург Е.А.); «Антропологические основы формирования комплексной безопасности участников образовательных отношений в образовательной системе Ставропольского края» (руководитель: профессор Тинькова Е.Л., соруководитель: доцент Торикова Е.Ф.); «Антропологические основы цифровизации образования и готовности учащихся и педагогов учиться и работать в цифровых условиях и технологиях» (руководитель: профессор Тоискин В.С., соруководитель: доцент Красильников В.В.); «Антропологические основы формирования российской идентичности у учащейся молодежи как основы профилактики негативных социальных девиаций и методического сопровождения повышения уровня учебных достижений обучающихся по истории и обществознанию» (руководитель: профессор БулыгинаТ.А., соруководитель: доцент Леонова Н.А.); «Антропологические основы формирования психоэмоциональной устойчивости у субъектов образовательного процесса» (руководитель: профессор Лидак Л.В., соруководитель: доцент Прилепских О.С.); «Антропологические основы технологического, методического и психолого-педагогического обеспечения реализации специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в социализирующем и образовательном пространстве школы и семьи» (руководитель: профессор Магомедов Р.Р., соруководитель: доцент Слюсарева Е.С.); «Антропологические основы технологического и психолого-педагогического обеспечения успешности социализации и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращения социального сиротства и жестокого обращения с детьми» (руководитель: профессор Маслова Т.Ф., соруководитель: доцент Смагина М.В.).

    В составе лаборатории постоянно работают более 60 сотрудников. По проблематике лаборатории институт ежегодно проводит уже ставшие традиционными Международные научно-практические конференции, которые позволяют объединить усилия именитых ученых России, Северного Кавказа и Ставрополья при активном участии коллег из Украины, Белоруссии, Приднестровья, Армении, Польши, Венгрии, Германии, США, а также молодых исследователей и педагогов-практиков в решении приоритетных антропологических проблем.
    Лаборатория сотрудничает в общей сложности более чем с 60 организациями образовательной, психологической, культурно-просветительской направленности, базирующимися в г. Ставрополе и Ставропольском крае. В частности, это:

    • вузы и учреждения СПО: ГБПОУ СК «Ставропольское училище Олимпийского резерва», Ставропольский филиал Голицинского пограничного института ФСБ; ФГАОУ ВО СКФУ, ГБУ ДПО СКИРОПКиПРО, Ставропольский колледж экономики и дизайна (СКЭД);
    • школы г. Ставрополя: МБОУ СОШ №4; МБОУ лицей №5; МБОУ СОШ № 6; МБОУ СОШ №7; МБОУ гимназия №9; МБОУ гимназия №12; МБОУ СОШ №15; МБОУ лицеем №17, МБОУ СОШ №18; МБОУ СОШ №21; МБОУ СОШ №22; МБОУ СОШ №24; МБОУ гимназия №25; МБОУ СОШ №27; МБОУ СОШ №28; МБОУ СОШ№29, МБОУ СОШ №30; МБОУ С(К)ОШ №33, МБОУ СОШ №34; МБОУ лицей №35; МБОУ СОШ№39, МБОУ СОШ №42; МБОУ СОШ №43; Кадетская школа имени генерала А.П. Ермолова;
    • школы Ставропольского края: МБОУ «Адыковская СОШ им. Мергульчиева Г.Б», п. Адык; МБОУ СОШ №2 г. Михайловска, МБОУ СОШ № 12 г. Новоалександровска; МБОУ СОШ №1 с. Александровского; ГКОУ "С(К)О школа-интернат №27" (специальное образование для глухих и слабослышащих детей) г. Пятигорск, ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18 III и IV видов» г. Кисловодска,
    • дошкольные образовательные учреждения г. Ставрополя и Ставропольского края: МБДОУ д/с №1«Улыбка» г. Ставрополь; МАУ ДО ДМШ № 5; МАДОУ д/с комбинированного вида №7; МБДОУ № 8 г. Ставрополь; МБДОУ №40; МДОУ №72 «Берегиня»; МБДОУ ЦРР-ДС № 75; МБДОУ д/с № 164 г. Ставрополь; МДОУ «Детский сад №12 "Березка"» Кочубеевского района СК;
    • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Детский дом № 12 г. Ставрополя; ГКС (К) ОУ «Дошкольный детский дом №9», Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ставропольский социальный приют для детей и подростков «Росинка»;
    • специализированные центры психологического и психолого-педагогического профиля: Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «Объединение психологов»; Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», г. Ставрополь; Центр психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего и дошкольного возраста «Юла», г. Ставрополь; ИП Филева С.В. «Монтессори-клуб «От А до Я сам» г. Ставрополя;  ГБУСО «Ставропольский реабилитационный центр», г. Ставрополь;  ГБОУ «Краевой психологический центр», г. Ставрополь; ГБОУ «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», г. Ставрополь; ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска;
    • учреждения дополнительного образования и культурного комплексов края: МБОУ ДОД «Ставропольский Дворец детского творчества», ГБОУ ДОД «Краевой Центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина; Центр внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя; МАУ ДО ДМШ № 5 г. Ставрополя; Студия творческого развития детей «Жили-были…» г. Ставрополя; ГУК Ставропольская краевая юношеская библиотека; Ставропольская государственная краевая универсальная научная библиотека (СГКУНБ) имени М.Ю. Лермонтова; Ставропольская краевая библиотека для слепых имени В. Маяковского; Ставропольская централизованная библиотечная система Филиала №13 им. И.В. Кашпурова; Краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева, Ставропольский краевой дом народного творчества; Центр внешкольной работы г. Ставрополь; Муниципальная хореографическая школа г. Ставрополя; художественная школа г. Ставрополя; творческие студии Ставропольской краевой организации ВТОО «Союз художников России»; Ставропольское краевое художественное училище; Невинномысская студия им. Е.С.Плетнёва.

    Ежегодно в работе профильной для проводимых исследований конференции принимают участие не менее 400 человек. С 2006 года на пленарных заседаниях с докладами выступили более 40 ведущих ученых страны, среди которых: 

    • Семенов А.Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор Московского института открытого образования, г. Москва;
    • Краевский В.В., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;
    • Малофеев Н.Н., Вице-президент Государственной академии наук «Российская академия образования», академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;
    • Кон И.С., доктор философских наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Института этнологии, антропологии РАН; 
    • Ямбург Е.А., академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель России, директор ГБОУ «Школа №109» г. Москвы;
    • Бондаревская Е.В., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;
    • Лазарев В.С., доктор психологических наук, профессор, академик РАО;
    • Сериков В.В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ; 
    • Братусь Б.С., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой общей психологии МГУ;
    • Слободчиков В.И., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
    • Котова И.Б., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
    • Хуторской А.В., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО;
    • Кларин М.В., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», профессор ГАОУ ВО МГПУ.
    • Корнетов Г.Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления;
    • Гукаленко О.В., доктор педагогических наук, профессор;
    • Шиянов Е.Н., доктор педагогических наук, профессор и др;
    • Соловьева Т.А., доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». 

    На секциях и симпозиумах выступили с сообщениями более 1000 исследователей из десятков городов России, а также представители Украины, Белоруссии, Приднестровья, Армении. Проведены десятки мастер-классов учеными, имена которых являются гордостью отечественной педагогической науки: академики Б.М. Бим-Бад, Н.Н. Малофеев, Е.А. Ямбург и др. В материалах конференций опубликовано более двух тысяч научных статей академиков, профессоров, доцентов, преподавателей, аспирантов, учителей, практических работников.

    Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных.
    Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и Политикой обработки персональных данных