JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Архив Новостей


ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Личность и профессия учителя в образовательном пространстве общества стали предметом обсуждения участников Круглого стола


10 ноября 2018 года в Ставропольском государственном педагогическом институте (Филиале СГПИ в г. Железноводске) прошёл Круглый стол «Личность и профессия учителя в образовательном пространстве общества: современные реалии и перспективы». Его участниками стали представители органов исполнительной и законодательной власти Ставропольского края, представители органов местного самоуправления, управлений образованием регионального и муниципального уровней, педагогические и руководящие работники образовательных организаций Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, студенты высших учебных заведений, представители общественности. Всего в мероприятии приняли участие более 200 человек.
В ходе Круглого стола и в рамках мастер-класса академика Российской академии образования, члена Общественного совета при министерстве просвещения РФ Ямбурга Евгения Александровича на тему «Спасать от ненависти: актуальный контент современной системы образования» представлены результаты работы краевой комплексной научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства», полученные в ходе реализации программ краевых инновационных площадок «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов» и «Технологии исследования спроса на образовательные услуги на региональном рынке труда педагогических работников» на 2018 год, обсужден широкий круг актуальных вопросов развития отечественного образования, среди которых в центре внимания оказались следующие проблемы: положение и статус педагога и педагогической профессии в современном обществе; обеспечение профессионального развития учителей для решения актуальных задач, стоящих перед обществом; введение дополнительного профессионального экзамена для уже действующих педагогов; перспективы развития образования в условиях его цифровизации.
В обсуждении приняли участие глава города-курорта Железноводска Моисеев Евгений Иванович, советник председателя Думы Ставропольского края, доктор военных наук, профессор оперативного искусства, генерал-лейтенант Балаян Олег Рубенович, заместитель министра образования Ставропольского края Зубенко Галина Серафимовна, доктор педагогических наук, профессор, директор института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета Шаповалов Валерий Кириллович, кандидат филологических наук, профессор, проректор по научной работе Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева Пазов Сергей Умарович, кандидат педагогических наук, профессор, советник ректора по воспитательной и внеаудиторной работе Пятигорского государственного Кондракова Эльвира Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Южного федерального университета Чумичева Раиса Михайловна, доктор психологических наук, профессор, кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания Пятигорского государственного университета Лидак Людмила Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой романо-германской филологии и лингводидактики Северо-Кавказского федерального университета Московская Наталья Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент, руководитель лаборатории развития региональной системы образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Скрипник Яна Николаевна, начальник отдела информационно-методического обеспечения учебного процесса Александровского муниципального района Ставропольского края, кандидат психологических наук Тумакова Светлана Георгиевна, кандидат педагогических наук, проректор по информатизации и региональному развитию системы образования Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования Устименко Татьяна Алексеевна, кандидат социологических наук, директор филиала СГПИ в г. Железноводске Смагина Мария Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитания, социализации и развития личности ГБОУ ВО СГПИ Бобрышов Сергей Викторович, доктор социологических наук, профессор, начальник управления по организации педагогического образования ГБОУ ВО СГПИ Маслова Татьяна Федоровна, кандидат технических наук, профессор, начальник управления качества и информатизации образования ГБОУ ВО СГПИ Тоискин Владимир Сергеевич, магистрант ГБОУ ВО СГПИ Гукасова Марина Павловна.
По итогам конференции была принята резолюция, нацеливающая ученых, преподавателей, аспирантов и студентов на дальнейшее развитие антропологического подхода в гуманитарных исследованиях и в построении образовательной практики. В частности, отмечено, что в России в условиях глобализации за очень короткий исторический период произошли значительные перемены практически во всех сферах жизни общества, изменилась духовная атмосфера социума, обострилась внутренняя противоречивость общественной идеологии, подверглись трансформации многие нравственные ценности. Соответственно значительно поменялись содержание и механизмы деятельности детерминационного поля воспитания, социализации и развития личности, по-новому стали функционировать факторы, оказывающие влияние на ее становление в различных сферах. Факты отчужденности, эгоизма, агрессии и насилия в межличностной коммуникации, девиантное и делинквентное поведение детей и подростков престают быть экстраординарным. В современном обществе явственно прослеживается испуг, недоумение и беспомощность педагогического и родительского сообщества перед подобными фактами, непонимание причин такого поведения и неумение предупреждать его. Данная ситуация требует незамедлительной корректировки современной образовательной и воспитательной парадигм, пересмотра привычных форм, методов, приемов воспитательной и учебной работы. Понимание детерминационных основ новой социальной и образовательной реальности, проблем, устремлений и жизненных идеалов современных подростков, требует специальных исследований в рамках целевых заказов министерств и ведомств.
Решение этой и многих других актуальных задач невозможно без глобальных конструктивных изменений в самой системе отечественного образования. В то время, как ключевой целью российского образования является достижение высокого качества в каждом из его компонентов, обеспечение доступности и его соответствия времени, в системе управления и кадровой политике, в нормативно-правовой базе накопились существенные дефициты, что тормозит развитие образования, вызывает рост напряжения в учительской среде. Требуется скорейшая корректировка существующих и создание новых эффективных механизмов реализации всех направлений образовательной политики, обеспечивающих развитие потенциала молодого поколения и достижение конкурентоспособности российского образования.
Приоритетным в этой связи нам видится перемена статуса современного педагога и самой педагогической профессии в целом. Новый уровень педагогической профессии, предполагающий больший объем компетенций, высокую профессиональную грамотность, активную мотивированность к своему делу, должен подтверждаться достойной оплатой труда и улучшением условий профессиональной деятельности педагогов. Без этого невозможно говорить о подлинной социальной защищенности российских учителей, требовать от них верности своей профессии, беззаветного служения Детству.  
Повышение качества образования напрямую связано с ростом профессионализма педагогов. Сегодня на первый план выходит проблема их крайней перегруженности, неудовлетворенности условиями труда, своим профессиональным статусом и, как следствие, низкой мотивированности педагогического труда в ситуации постоянных социальных трансформаций и господства прагматического мышления. 
Продолжают оставаться на повестке дня и требуют дополнительной проработки на всех уровнях вопросы понимания различных аспектов актуализации современных тенденций развития отечественного и мирового образования; структуры и содержания педагогического образования, внедрения единого профессионального стандарта педагога; формирования программ повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов; особенности инклюзивного образования.
Признавая, что одна из основных причин снижения уровня престижности профессии педагога заключается в неэффективной структуре квалификационных категорий, устаревшей системе оплаты труда, участники Круглого стола отмечают настоятельную потребность создания работоспособной системы учительского роста, обеспечивающей как непрерывное профессиональное развитие и совершенствование уже действующих педагогов, так и принципиально новые подходы к профориентационной работе по привлечению в педагогические вузы интеллектуальной элиты из среды абитуриентов, осознанно делающей свой выбор в пользу учительской профессии. Для этого необходимы исследования по прояснению социальных и профессиональных ожиданий и предпочтений молодежи, прогнозов на будущее по конкурентоспособности профессии педагога, ее соответствию новым информационным технологиям. 
Это тем более актуально, поскольку цифровые технологии активно проникают во все сферы нашей жизни, способствуя глобализации мира и мобильности населения, становясь неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Ближайшее будущее подобных технологий лежит в области цифровых помощников, облачных технологий, технологий виртуальной/дополненной реальности, роботизации и многого другого, поэтому современная система образования не может игнорировать цифровые технологии, которые полностью изменят многие сферы занятости и потребуют владения новыми компетенциями. 
Для эффективного внедрения цифровых технологий в образовании необходимы формирование цифровой образовательной среды, но не замещающей, а гармонично дополняющей существующую человекоцентричную образовательную среду; развитие неформального образования в интернет-сообществах и онлайн-обучения на всех уровнях образования, формирование у обучающихся потребности в таком образовании; обеспечение максимальной гибкости и информационно-коммуникационной адаптированности образовательных программ для быстрого реагирования на изменения требований федеральных стандартов и потребностей населения; тщательная апробация и постепенное внедрение цифровых регуляторов (нормативы, оценочные процедуры и шкалы и др.), обеспечивающих инфраструктуру и содержание оценки образовательных достижений, обоснование пропорций обучения и контроля образовательных достижений; наработка и апробация разных форм и новых методов оценки образовательных результатов, в том числе метапредметных, позволяющих отслеживать достижения учащихся не только по внешней шкале оценки, но и относительно внутренней шкалы его личного индивидуального роста; обеспечение подготовки педагогов в плане освоения цифровых педагогических технологий и цифровой техники и др. 
При этом участники Круглого стола единодушны в том, что цифровые технологии не могут и не должны полностью заменить педагога и сам процесс управления образованием. Учитель, воспитатель сохранят свою значимую роль и не будут заменены цифровыми технологиями, которые должны применяться только для логистики индивидуальных образовательных траекторий, поставки контента, дистанционной сетевой коммуникации, предоставления материала для оценки образовательных достижений обучающихся. 
В современной системе образования назрела необходимость и в исследованиях по проблеме внедрения новых подходов к процедурам аттестации педагогических кадров. Предлагаемая федеральная модель, вводящая дополнительный профессиональный экзамен для действующих педагогов, требует тщательного обсуждения и экспертной проработки. Среди актуальных вопросов, определяющих поле исследований, которые могут дать материал для такой экспертной проработки, могут быть следующие: обоснование необходимости подобного экзамена; анализ и учет мнений всех субъектов образовательного пространства; формы проведения экзамена (в том числе разработчики и эксперты оценочных средств); предполагаемый результат (в том числе и для учеников).
Постоянно изменяющаяся нормативная база, определяющая деятельность вузов по подготовке педагогических кадров, вводимые с интервалом всего в несколько лет новые федеральные государственные образовательные стандарты, акцент федеральных структур на «бумажный портрет» вуза в оценке качества и продуктивности его деятельности способствуют неконструктивной и неэффективной занятости педагогических коллективов, отнимая время для повышения своей научной и методической квалификации, и в целом не позволяют организациям высшего образования сосредоточиться на работе по обучению и воспитанию будущих педагогов. В этих условиях требуется исследование новых параметров оценки качества работы вуза с акцентом на действительно важный продукт его деятельности – его выпускников. Актуально понимание того, каким образом привести систему деятельности образовательной организации к такому стандарту, чтобы без сбоев и с гарантированным качеством готовить современных специалистов. 
Достижение обозначенных задач невозможно без тщательного продумывания параметров и векторов, по которым пойдет развитие отечественного образования, без скорейшего создания эффективных механизмов формирования и реализации всех направлений образовательной и научно-исследовательской политики в регионе, что диктует необходимость творческого переосмысления управленческой, педагогической, методической деятельности всех субъектов образования на краевом, муниципальном и школьном уровнях с учетом современных требований.