Для слабовидящих
Обращения и предложения граждан
Сведения об образовательной организации
Дистанционное обучение
Уполномоченный по правам ребенка в СК

Лаборатория



НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (НИЛ АФК)

На основании нормативного положения о структурных подразделениях, в структуре Ставропольского государственного педагогического института и приказа ректора (№238/01 от 27.09.2010 г.) на базе филиала ГБОУ ВО СГПИ в г. Ессентуки создана научно — исследовательская лаборатория «Адаптивной физической культуры». Общее научное руководство лабораторией «Адаптивная физическая культура» осуществляет заведующий лабораторией доктор педагогических наук, профессор, Отличник физической культуры и спорта Российской Федерации, Р.Р. Магомедов Куратор лаборатории – начальник научного управления ГБОУ ВО СГПИ кандидат педагогических наук, А.С. Кобышева. Координатор деятельности лаборатории директор филиала в г. Ессентуки, ГБОУ ВО СГПИ доктор филологических, доцент М.Ю. Чотчаева. Контроль деятельности «Лаборатории» осуществляет проректор по науке и инновационной деятельности ГБОУ ВО СГПИ, кандидат исторических наук, доцент М.Г. Кулешин.
НИЛ АФК ГБОУ ВО СГПИ на условиях договорной деятельности осуществляет сотрудничество российскими вузами: 
1. ФГБОУ ВО Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в сфере совместных научных исследований, конференций, публикаций по специальности: 49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Директор института адаптивной физической культуры, доктор педагогических наук, профессор О.Э. Евсеева, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры, член-корреспондент Российской Академии Образования доктор педагогических наук, профессор, С.П. Евсеев. 
2. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» в научной и образовательной деятельности при подготовке бакалавров в области физической культуры: 49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Доктор педагогических наук, профессор, кафедры «Оздоровительной физической культуры и спортивных игр» С.О. Филиппова. 
3. ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет» в области совместных научных исследований по прикладным научным исследованиям в области адаптивной физической культуры: Федеральные государственные требования направленность подготовки в соответствии с паспортом научной специальности 5.8.7. – Методология и технология профессионального образования (педагогические науки). Проректор по научной и инновационной деятельности, доктор педагогических наук, профессор Т.В. Шушара.
4. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет в области совместных научных исследований по прикладным научным исследованиям в области адаптивной физической культуры: Федеральные государственные требования направленность подготовки в соответствии с паспортом научной специальности: 5.8.4. – Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. – Теория и методика спорта, 5.8.6. – Оздоровительная и адаптивная физическая культура, 5.8.7. – Методология и технология профессионального образования (педагогические науки). Заведующий кафедрой «Физвоспитание и спорт», канд.техн.наук, доцент В.П. Строшков. 
5. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте (ГПА (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского) в области совместных научных исследований по прикладным научным исследованиям в области адаптивной физической культуры: Федеральные государственные требования направленность подготовки в соответствии с паспортом научной специальности: 5.8.7. – Методология и технология профессионального образования (педагогические науки). Директор академии, доктор педагогических наук, профессор Н.В. Горбунова.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»
ВНИК-1: «Научно-теоретические и практико-ориентированные аспекты адаптивной физической культуры» – А.М. Дауров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры СГПИ в г. Ставрополе. 
ВНИК-2 «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми с ослабленным здоровьем в образовательных учреждениях» Руководитель – Р.А. Малясов, И.о. заведующего кафедрой физической культуры филиала СГПИ в г. Ессентуки, кандидат юридических наук.
ВНИК-3 «Личностный ресурс субъектов социально-психологического сопровождения в инклюзивном образовании в сфере адаптивной физической культуры». Руководитель: О.Д. Солдатова – кандидат психологических наук, доцент кафедры специального и инклюзивного образования филиала СГПИ в г. Ессентуки.
Ставропольский край и Северо-Кавказский регион в целом в силу климатогеографических условий, геополитического положения,  активных миграционных процессов, преобладания аграрного компонента в экономике (80% населения живет в сельской местности) и, в то же время, наличия крупнейших промышленных предприятий, является достаточно «проблемным» регионом, неоднозначно влияющим на состояние здоровья населения и, в первую очередь, детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
В рамках своей работы  лаборатория осуществляет разработку учебно-методических комплексов и рабочих программ по научному направлению «Формирование профессиональной готовности специалистов по адаптивной физической культуре к применению базовых и новых физкультурно-спортивных видов в физическом воспитании лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Осуществлён мониторинг, оценки состояния системы комплексной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в Северо-Кавказском регионе с целью выявления имеющихся проблем. Изучает, осуществляет анализ нормативно-правовой базы, обеспечивающей решение комплексных проблем инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах в разных социальных условиях (д.п.н., проф., Р.Р. Магомедов, док.псих.н., доц. Слюсарева Е.С., к.п.н. Н.Н. Голякова, к.псих.н. Е.В. Соловьева, к.псих.н., О.Д. Солдатова, к.п.н., доц., А.М. Дауров). 
С 2014 по 2017 г. работа лаборатории велась в рамках научной программы «Теория и методика спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
Апробировались программы выравнивания стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоёв населения; обеспечить гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Экспериментально апробирован комплекс условий, обеспечивающих эффективное решение проблем развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретически и экспериментально обоснованы пути совершенствования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей функций процесса адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработаны методические и технологические основы медико-психолого-педагогической поддержки раннего развития детей. Результаты исследований ежегодно публиковались в рецензируемых научных журналах и изданиях ВАК, РИНЦ. Сотрудники НИЛ АФК принимали участие в работе Фестиваля науки Юга России в Ростове-на-Дону, где в рамках интерактивной выставки в КВЦ «ВетролЭкспо» работали, делали научные доклады, проводили мастер-классы, в которых отражались результаты работы лаборатории (дипломы, публикации), презентации о паралимпийских видах спорта (Р.Р. Магомедов, Е.Л. Тинькова, С.В. Бобрышов, Н.Н. Голякова). 
С 2018 по 2020 г. экспериментальная работа велась по научной программе «Подготовка педагогов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в адаптивной, безопасной, развивающей, образовательной среде». Работа велась по четырём направлениям профессорско-преподавательским составом ведущих кафедр ГБОУ ВО СГПИ и Филиала института в г. Ессентуки объеденными в соответствующие ВНИКи: «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми с ослабленным здоровьем в образовательных учреждениях»,  «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом», «Исторические аспекты развития адаптивного спорта в России и за рубежом» , «Личностный ресурс субъектов социально-психологического сопровождения в инклюзивном образовании» (ст.преп., Т.Д Федотова, ст.преп., А.Ф. Найданова, канд.пед.наук, Е.Н. Алексеева, канд.пед.наук, Н.Н. Голякова, канд.ист.наук, Н.А. Козлова, канд.пед.наук, В.В. Иохвидов, канд.пед.наук, А.В. Ляхов, док.экон.наук, проф., Д.И. Асланов, канд.ист.наук, доц., М.В. Дарендорф, канд.ист.наук,доц О.В. Шупленков, канд.ист.наук,доц., Н.О. Шупленков, О.Д. канд.псих.наук, доц., Солдатова, канд.псих.наук, доц., Е.В. Соловьева, канд.псих.наук, доц., С.В. Телешева, канд.пед.наук, доц., Л.С. Кутепова). 
С 2021 г. «Современные подходы подготовки педагогов к работе с лицами с особыми образовательными потребностями в условиях цифровой среды». Сроки реализации: 2021-2023 гг. работа ведется по трём направлениям ППС ведущих кафедр ГБОУ ВО СГПИ «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми с ослабленным здоровьем в образовательных учреждениях», «Научно-теоретические и практико-ориентированные аспекты адаптивной физической культуры», «Личностный ресурс субъектов социально-психологического сопровождения в инклюзивном образовании в сфере адаптивной физической культуры». 
С 2025 г. работа лаборатории ведется в рамках научной программы «Теория и методика спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
В составе лаборатории постоянно работают более 40 сотрудников. Постоянно проходят круглые столы, мастер-классы и открытые занятия. 
Партнеры, с которыми взаимодействует НИЛ АФК: МБОУ СОШ № 9 и МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки; Гуманитарно-педагогическая академия(филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта; РУМЦ по обучению инвалидов ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь; Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18» в г. Кисловодске; АНО «Солнечный городок» г. Ессентуки. 
По проблематике НИЛ АФК ежегодно проходит Всероссийская научно-практическая конференция, которая объединяет усилия отечественных ученых России, Северного Кавказа, Юга России, Запада и Дальнего Востока. На пленарных заседаниях с докладами выступают ведущие ученые страны, среди которых: С.П. Евсеев, док.пед.наук, профессор, Член-корр. РАО, С.О. Филиппова, док.пед. наук, профессор, С.Н. Максимова, док.пед.наук, профессор; О.Э. Евсеева, док.пед.наук, профессор; А.В. Глузман, док.пед.наук, профессор, Академик Крымской академии наук, Член-корр. Российской академии художеств, Н.Б. Ромаева, док.пед.наук, профессор, С.Ю. Максимова, док.пед.наук, профессор, Л.В. Капилевич, док.мед.наук, профессор, док.пед.наук, профессор Е.М. Голякова, док.псих.наук, доцент, Е.С. Слюсарева, док.пед.наук., профессор К.Г. Зеленский и др.. 
Отчеты о научно-исследовательской работе НИЛ АФК заслушиваются на Ученом совете Института ежегодно.