JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Охрана здоровья обучающихся



График работы медпункта

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВОЙ ВЫБОР!»


Комплексная программа здоровьеформирующего образования обучающихся «ТВОЙ ВЫБОР!» разработана на основе Президентской Программы «Здоровье Нации» от 2011 года и в соответствии со статьей 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016 – 2017 года.
Исходя из этого, целью программы является: развитие психически, физически и социально здоровой личности, ориентированной на ценности здорового образа жизни; а также охрана здоровья обучающихся, в том числе детей с ОВЗ.
Задачи программы:
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
- создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, в том числе детей с ОВЗ;
- профилактика девиантного поведения, употребления алкогольных, наркотических, химических веществ, курения; система возможной коррекции и придания устойчивости здоровью как целостному интегративному показателю развития личности у молодых людей; 
- развитие толерантной, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма личности;
- формирование способности к саморегуляции и воспитание потребности в саморазвитии, самоактуализации;
- развитие позитивного образа «Я» и образа «Другого» через позитивное отношение к своему здоровью и готовности к здоровому образу жизни;
- формирование социально-психологической адаптированности; воспитание социальной направленности личности.
- достижение необходимого уровня здоровой культуры студентов как основы здорового сознания и поведения;
- развитие направлений внутривузовской воспитательной работы в контексте здоровьеформирующего образования в молодежной среде;
- разработка направлений и путей проведения просветительской работы со студентами, профессорско-преподавательским составом по овладению системой знаний и навыков оказания первой помощи;
- проведение регулярной диагностической, воспитательно-образовательной, психологической работы со студентами, кураторами и тьюторами академических групп, профессорско-преподавательским составом института;
- анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках здоровьеформирующего образования в молодежной среде и внесение необходимых корректив с целью повышения  результативности предпринимаемых мер.

К основным критериям физического здоровья человека относятся:
- уровень физического развития;
- уровень физической подготовленности;
- уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок; уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Физическое здоровье обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи;
- организация питания обучающихся;
- определение психофизиологических и наиболее эффективных, оптимальных условий внеучебной нагрузки;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися медицинских и профилактических осмотров, проведение диспансеризации;
- обеспечение безопасности и профилактика несчастных случаев  обучающихся во время пребывания в вузе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- спортивное направление.
Понятие «психологическое здоровье», рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, возможность полноценного функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. 
К критериям психологического здоровья относят: 
- способность к саморегуляции (внутренней и внешней); 
- наличие позитивного образа «Я» и «Другого»; 
- владение рефлексией; 
- потребность в саморазвитии; высокая умственная работоспособность. 
Основные направления работы:
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявления в молодежной среде;
Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельного отношения личности к миру. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в изменяющихся социально-экономических условиях и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.
Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном социуме. Отличительными признаками социального здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. 
Основными критериями социального здоровья являются: 
- социально - психологическая адаптированность (ценностные ориентации, адекватные общечеловеческим ценностям, умения сотрудничать, вести диалог, разрешать конфликты на основе сотрудничества); 
- самоактуализация (готовность к самопознанию и саморазвитию, субъектная позиция в общении и совместной социально значимой деятельности, умения целеполагания, планирования, самоконтроля и саморегуляции, креативность.); 
- социальная направленность (социальная мотивация, социальная активность, нравственная самооценка). 
Основные направления работы:
- обучение студентов и профессорско-преподавательского состава навыкам оказания первой помощи;
- волонтерство и социальное проектирование;
- профилактика экстремизма;
- профессиональная компетенция.
Эти критерии выступают основанием для определения показателей здоровья разных возрастных групп. В своей совокупности показатели дают возможность выявить тенденции в развитии личности, предвидеть и предупреждать девиантное поведение, выявлять психолого-педагогические проблемы в здоровье личности детей и учащейся молодежи. 
Механизм реализации программы. Главными исполнителями Программы является управление по работе с молодежью, профсоюзный комитет студентов, органы студенческого самоуправления, студенческий совет общежития, кураторы, академические группы института.
Прогнозируемый общий результат: 
в области физического здоровья: увеличение мотивации в отношении ведения здорового образа жизни; формирование культуры «здорового сознания» у студентов, том числе детей с ОВЗ;
- формирование понимания важности профилактических и оздоровительных мероприятий; участие в медицинских осмотрах; 
- открытие в себе новых рациональных возможностей как базы выстраивания своей жизненной стратегии; стремление осознать и реализовать личностный потенциал; повышение осознанности и понимания важности здоровья в жизни человека, семьи, общества в целом.
в области психологического здоровья: сформированность положительного, индивидуального физического и психического «Образа Я»; выраженный комплекс смыслообразующих свойств личности (ценностные ориентации, цели, ответственность, свобода выбора);
- навык самопознания и саморазвития; успешная трансформация и воспроизводство приобретаемого социокультурного опыта в образовании;
- развитие новых личностных качеств: профессионального самоопределения, готовности к профессиональным изменениям, навыков информационной и учебной культуры, коммуникативных навыков;
- развитое критическое мышление, навык принятия обоснованных решений; «личностная зрелость».
в области социального здоровья: здоровый нравственно, способный к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющий системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на  национальной, религиозной основе, выпускник института, будущий профессионал;
- сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с разными людьми и социальными группами;
- готовность к взаимодействию в различных социальных ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;
- установка на успешность в  учебно-профессиональной, внеаудиторной деятельности; приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; сформированный навык адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; овладение адекватным способом реагирования в стрессовых ситуациях; сформированность личностных и социальных навыков.
В рамках комплексной программы в вузе реализуются следующие проекты, направленные на пропаганду и популяризацию здорового образа жизни, формирование общественного мнения против употребления наркотических и психоактивных веществ: «От студенческого проекта – к проекту жизни», «Имя – студент. Звание – донор», «Траектория – С (слово – сила – свобода выбора)», «Константа успеха».