JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Педагогическая практика



Педагогическая практика в соответствии с требованиями ФГОС к программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383) является неотъемлемой частью подготовки аспирантов. По окончании аспирантуры будущий кандидат наук должен быть подготовлен к научно-педагогической работе в качестве преподавателя для работы в государственных и негосударственных средних, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования.
Цель практики – обеспечение профессионального и личностного развития аспирантов как будущих преподавателей-исследователей.
В структуре образовательной программы аспирантуры практика реализует ряд важнейших функций:
  • дополняет и обогащает эмпирическим содержанием теоретическую подготовку аспирантов, предоставляет им возможность для закрепления и углубления полученных педагогических и психологических знаний и умений в процессе решения практических задач;
  • приобщает аспирантов к реальным проблемам и задачам, решаемым в образовательном процессе учреждением высшего профессионального образования;
  • формирует мотивацию к совершенствованию, углублению знаний по преподаваемой дисциплине;
  • предоставляет аспирантам возможность овладеть методикой преподавания дисциплин в высшей школе в рамках различных организационных форм занятий (лекций, семинаров, практикумов, лабораторных), практиковаться в использовании методов активизации процесса обучения;
  • формирует у аспирантов позицию преподавателя, стимулирует к выработке соответствующего профессионального мышления и мировоззрения;
  • учит планировать и организовывать собственную педагогическую деятельность.
  •  
В содержательно-деятельностном плане перед аспирантами в ходе педагогической практики стоят задачи:
  • сформировать целостное представление о педагогической деятельности, педагогических системах и структура высшей школы;
  • ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ подготовки специалистов или бакалавров;
  • изучить порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры и преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе государственных образовательных стандартов;
  • освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении, методы контроля и оценки профессионально значимых качеств обучаемых на примере деятельности кафедры, по которой работает соответствующая аспирантура;
  • изучить современные образовательные технологии высшей школы;
  • получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения;
  • изучить учебно-методическую литературу, программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
  • принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным планом.
  •  
В рамках ассистентской и доцентской практик аспиранты овладевают умениями:
  • разрабатывать и реализовывать программу наблюдения в различных сегментах образовательного процесса в вузе с целью выявления, анализа и поиска подходов к решению разнообразных проблем и трудностей;
  • контролировать и оценивать эффективность учебной деятельности студентов;
  • в многоаспектном режиме анализировать отдельные элементы процесса обучения и воспитания (реализация функций, принципов, методов и др.);
  • конструировать и проводить различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий;
  • разрабатывать учебно-методическое обеспечение процесса обучения;
  •  излагать предметный материал, осуществляя межпредметную взаимосвязь с дисциплинами, представленными в учебном плане;
  • использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
  • формировать у студентов навыки самостоятельной работы;
  • осуществлять преподавательскую деятельность с грамотно расставляемыми акцентами на ей организаторской, рефлексивной, перцептивной, творческой и коммуникативной сторонах;
  • осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности с целью определения путей и способов профессионального самосовершенствования.
Продолжительность практики 2 недели, в течение которых аспирант выполняет определенные виды работ в объеме 108 часов.
Практика проводится по кафедре, где осуществляется подготовка аспирантов. В период практики аспиранты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедрах применительно к учебному процессу.
Организационное руководство педпрактикой осуществляют отдел аспирантуры и кафедры, при которых ведется подготовка аспирантов по научным специальностям; педагогическое руководство – научные руководители, заведующие кафедрами.

Научный руководитель аспиранта:
согласовывает индивидуальную программу педагогической практики аспиранта и календарные сроки ее проведения с заведующим кафедрой, где осуществляется подготовка аспиранта;
проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению индивидуальной программы практики;
осуществляет постановку задач по самостоятельной работе аспиранта в период педагогической практики с выдачей индивидуальных заданий, оказывает соответствующую консультационную помощь;
осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой аспиранта, контролирует выполнение программы практики и высокое качество ее проведения;
оказывает помощь аспиранту по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета.
Аспирант при прохождении педагогической практики получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается  перед научным руководителем о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.

За время прохождения педагогической практики аспирант обязан:
  • полностью выполнять задания, предусмотренные про­граммой практики, обработать материал, необходимый для составления отчета по практике;
  • подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
  • изучать и строго соблюдать правила пожарной безо­пасности, охраны труда, техники безопасности и санитарии;
  • выполнять указания руководителей практик;
  • систематически заполнять дневник прак­тики и своевременно составлять отчет о ее прохождении;
  • предоставить руководителю отчет о прохождении практики и заполненный дневник практики в 5-дневний срок после окончания прак­тики;
  • защитить отчет по прохождению практики в установ­ленные кафедрой сроки;
  • выполнять все виды работ, которые не противоречат функциям социальных учреждений, не угрожают здоровью практикующего аспиранта;
  • отработать программу в случае болезни или других объективных причин в другие сроки.
Учебные, учебно-методические и иные библиотечно-информационные ресурсы ГБОУ ВО СГПИ обеспечивают процесс прохождения педагогической практики и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы в целом.
По окончании практики аспиранты представляют научным руководителям отчетные материалы, которые учитываются при выставлении зачета.
 
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

1. Содержание практики
Содержание педагогической практики предусматривает разнообразные виды и формы  работы аспирантов, объединенные в модули по направлениям деятельности. В период практики аспиранты изучают организационные, научно-исследовательские, научно-методические, воспитательные основы  построения на кафедре образовательной деятельности, готовят и проводят в рамках ассистентской практики – практические занятия по дисциплинам, соответствующим профилю их научной специализации, в рамках доцентской практики – практические занятия и лекции под контролем преподавателя, преимущественно по проблематике диссертационного исследования. Возможно также участие аспиранта совместно с руководителем в текущей аттестации студентов, контроле их самостоятельной работы, в подготовке презентаций по теме исследования и другие виды работ.
Конкретное содержание практики уточняется научным руководителем аспиранта в соответствии с темой диссертационного исследования, что отражается в индивидуальном плане аспиранта и в индивидуальной программе педагогической практики аспиранта, в которой фиксируются все виды деятельности аспиранта в течение практики, отмечаются темы проведенных лекционных и практических занятий с указанием объема часов.
Модуль 1. Разработка индивидуальной программы прохождения педагогической практики аспиранта
В ходе первичной консультации научного руководителя, в которой он представляет основные требования, нормативные положения и формы отчетности по результатам практики, аспирант уясняет цель и задачи педагогической практики, намечает основные виды работ. В ходе последующих консультаций научный руководитель знакомит аспиранта с планируемыми к изучению темами занятий, определяет даты проведения занятий аспирантом и дает краткую характеристику особенностей студенческого коллектива, в котором аспиранту предстоит прохождение практики. Планируя прохождение педагогической практики, аспирант приобретает навыки планирования учебного процесса, приобщается к самоорганизации своей деятельности в вузе.
Модуль 2. Изучение учебных программ и посещение лекций преподавателей кафедры
В рамках данного модуля осуществляется изучение опыта и наработок преподавания ведущих преподавателей кафедры в ходе посещения проводимых ими лекций. Ведется ознакомление с творческой и научно-методической лабораторией преподавателей кафедры. Изучаются методические приемы чтения лекции, реализуемые профессорами и доцентами кафедры
Модуль 3. Посещение семинарских и практических занятий преподавателей кафедры
Изучение опыта преподавания ведущих преподавателей кафедры в ходе посещения учебных семинарских и практических занятий по дисциплинам, реализуемым на кафедре. Знакомство с особенностями учебной группы. В ходе посещения занятий преподавателей аспиранты должны познакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
Модуль 4. Подготовка лекции.
Осуществляется подготовка лекции по теме, определенной руководителем кандидатской диссертации и соответствующей направлению научных интересов аспиранта. Изучение учебной, учебно-методической и научной литературы. Изучение источников. Составление плана, тезисов и полного текста лекции. Индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету
Модуль 5. Подготовка и проведение практических занятий
Подготовка и проведение практических занятий по теме, определенной руководителем кандидатской диссертации и соответствующей направлению научных интересов аспиранта. Подбор и изучение методической и учебной литературы. Изучение источников по теме. Разработка содержания учебных семинарских, практических занятий по предмету; проведение семинарских, практических занятий и их самоанализ. В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий у аспиранта должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности. Посещение практических занятий, которые проводятся другими аспирантами, их анализ.
Модуль 6. Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в высшей школе
Общее ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в высшей школе на примере кафедры, по которой работает аспирантура. Участие в оценке качества различных видов работ у студентов: в проверке курсовых работ и отчетов по практикам студентов. Участие аспирантов в профориентационной работе со школьниками. Другие виды  работ.
Модуль 7. Научно-методическая работа в высшей школе.
Посещение научно-методических консультаций, организованных кафедрой. Ознакомление с учебно-методическими комплексами дисциплин, читаемых по кафедре. Подготовка материалов для практических работ, составление презентаций, задач, тестов и т.д. для студентов по заданию научного руководителя. Другие виды работ.
2. Структурно-логическая схема прохождения практики
Процесс педагогической практики можно условно разделить на 3 этапа, примерное содержание которых представлено в таблице.

Таблица 1.
 

№ п/п
Этапы практики Содержание работы Примечание
  Вводный этап Установочная конференция;
Ознакомление с целями и содержанием практики; Беседа с руководителями практики;
разработка и утверждение индивидуального плана педагогической практики.
 
  Основной этап Задания на период практики: работу по заданиям отразить в дневнике практики
Приложение 2
посещение и анализ учебных занятий преподавателей вуза (5 лекций, 5 практических занятий); Приложение 1
    знакомство с нормативно-правовыми основами организации образовательного процесса в учреждении профессионального образования  
    изучение студенческого контингента (характеристика по социальным, мотивационным, организационно-деятельностным и иным признакам);  
    знакомство с формами и методами педагогической работы преподавательского состава института;  
    подготовка и проведение пробных и зачетных лекционных и практических занятий (проработка учебной и учебно-методической литературы, конспектов лекций по теме; изучение учебного материала по вопросам планируемого занятия; изучение первоисточников по теме занятия; реферирование научных монографий и статей по теме; составление плана и написание текста конспекта занятия; подготовка наглядных пособий; обсуждение структуры и содержания занятия, предполагаемых методических приемов  с научным руководителем, знакомство с соответствующими методическими рекомендациями; проведение занятий), их анализ и оценка руководителями практики; самоанализ; аспирант подписывает конспект учеб-ного занятия у руководителя практики за день до проведения
    изучение организации учебно-методической работы на кафедре;  
изучение организации научно-методической работы на кафедре;  
    освоение различных форм контроля усвоения знаний, формирования умений и навыков;  
участие в организации самостоятельной работы студентов;  
    освоение различных форм контроля знаний, умений и навыков;  
оказание помощи кураторам в организации воспитательной работы со студентами;  
  Заключительный этап выполнение эмпирического исследования по теме курсовой работы.  
Подготовка отчетной документации по итогам практики:  
  письменный отчет о практике;  
оформление дневника практики;  
    оформление конспектов зачетных занятий (1 лекция, 1 практическое занятие); Приложение 3
анализ работы кафедры по организации учебно-методической работы;  
    обработка данных эмпирического исследования по теме квалификационной работы; Приложение 4
участие в итоговой конференции по практике.  

3. Анализ и самоанализ учебных занятий
При освоении любой деятельности всегда важен анализ проделанного, тех затруднений, с которыми пришлось столкнуться, достигнутых позитивных результатов. Соответственно в рамках практики важным средством освоения педагогической деятельности выступает психолого-педагогический анализ занятий опытных преподавателей, занятий других практикантов и, непременно, самоанализ всех самостоятельно проведенных занятий. Это – ключевое условие  успешного продвижения в приобретении опыта преподавания. Анализ качества проведенных занятий (лекции, семинарского занятия) можно осуществлять с опорой на нижеуказанные критерии в соответствии с формой занятия либо по схеме, приведенной в приложении .
Анализ лекции.
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекций: четкость структуры лекции и логика её изложения. Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и фиксирование выводов.
Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку усвоения, акцентуации внимания; подведение итогов в конце рассмотрения вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Руководство работой студентов: организация конспектирования и контроль его за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: варьирование темпа лекции, повторы сложных моментов, паузы, вычерчивание графиков и др..
Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.
Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.
Разрешение/стимулирование задавать вопросы (когда и в какой форме).
Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить и поддерживать контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.
Анализ семинарского занятия.
Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием разбираемого материала в будущей профессиональной деятельности.
Планирование: выделение главных вопросов, их связь с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивность анализа ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем, организационная оправданность поведения самого преподавателя.
Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.
Отношения в диаде «преподаватель - студенты: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные и др..
Управление группой: установление контакта со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами, опора  в работе на учебных лидеров, активизация пассивных  студентов и др..
Замечания и оценочные суждения преподавателя: квалифицированные, обобщающие,  отсутствие замечаний.
Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
Практикантам, присутствующим на занятиях своих коллег, рекомендуется вести протокол в своих дневниках ассистентской и доцентской практики. В протоколе фиксируются наблюдаемые в ходе занятия факты, касающиеся деятельности преподавателя и студентов. В особую графу – «Примечание» - заносятся комментарии и интерпретации происходящих на занятиях событий.