Ректор института
Редько Людмила Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Программа работы



ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
ЛАБОРАТОРИЯ «АНТРОПОЛОГИЯ ДЕТСТВА»
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ (2014-2016 гг.)
Тема: «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
 
НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 
 
1. Профессиональный стандарт педагога как основа модернизации подготовки будущих учителей и условие повышения качества деятельности образовательных организаций в Ставропольском крае (научный консультант – академик РАО Ямбург Е.А.; руководители ВНИКа – проф. Редько Л.Л., проф. Шумакова А.В.)
 
Направления исследования:
Современные тенденции и задачи в развитии педагогического образования как ориентир построения динамической модели развивающегося педагогического вуза.
Социокультурные параметры разработки вариативных комплексов компетенций педагогов, отвечающих положениям Профессионального стандарта педагога и выступающих в виде целеполагающих ориентиров построения Основных образовательных программ подготовки педагогов, в том числе отличающихся от состава компетенций, утвержденных ФГОС ВО.
Уточнение состава и содержания Квалификационных характеристик должностей работников образования (педагогических работников) с учетом Профессионального стандарта педагога, федеральных государственных стандартов дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования. 
Социокультурные и психолого-педагогические параметры моделирования вариантов построения содержания учебных дисциплин, научно-исследовательской работы и практик в структуре педагогического образования, а также логики их освоения студентами.
Моделирование и апробация технологического обеспечения процесса профессионального педагогического образования в соответствии с задачами формирования вариативных комплексов компетенций педагогов.
Разработка и апробация технологий оценки качества процесса и результатов профессиональной подготовки педагога в соответствии с нормами Профессионального стандарта педагога.
Разработка и апробация различных моделей системы оценочных средств (критерии, процедуры, механизмы и др.) для выявления сформированности компетенций работающих педагогов.
Организация работы учреждений образования (школа, детский сад) по апробации Профессионального стандарта педагога.
Технологии и условия сопровождения профессиональной деятельности и личностного развития педагогов в образовательных организациях общего и дошкольного образования на этапе внедрения Профессионального стандарта педагога.
Создание технологической модели управления функционированием и развитием педагогическим вузом в условиях внедрения Профессионального стандарта педагога.
Системные основы развития материально-технической базы педагогического института в аспекте обеспечения задач его развития.
Разработка содержательно-функциональных алгоритмов деятельности структурных подразделений вуза по обеспечению организационно-педагогических условий инновационного развития педагогического вуза.
Определение критериев качества педагогического образования и результативности управления педагогическим вузом. 
 
2. Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды (руководители ВНИКа – проф. Атарщикова Е.Н., проф. Пономарёв Е.Г.).
 
Направления исследования:
Психолого-педагогические особенности языковой ситуации Ставропольского края и Северо-Кавказского региона как детерминанта личностного развития и построения гуманитарного образования детей дошкольного и начального школьного возраста.
Разработка алгоритма, технологических основ и условий обучения детей–билингвов русскому языку как иностранному в образовательных организациях и в семье.
Содержательные и технологические компоненты методики преподавания русского языка как иностранного в учреждениях образования.
Обучение русскому языку детей-мигрантов не посещающих учреждения дошкольного образования.
Психолого-педагогические основы взаимодействия образовательных организаций и семьи в обеспечение воспитания и обучения русскому языку детей-билингвов и детей-мигрантов.
Содержательные, технологические и психолого-педагогические основы преподавания отечественной истории детям-билингвам в условиях полиэтнической среды. 
Содержательные, технологические и психолого-педагогические основы формирования исторической и языковой культуры личности с учётом ментальных особенностей детей-билингвов и детей-мигрантов. 
Разработка содержания, технологического инструментария и комплекса условий формирования у педагогов компетенций обеспечения бесконфликтного, личностно-развивающего взаимодействия субъектов образовательного процесса в билингвальной, поликонфессинальной и поликультурной среде.
 
3. Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве (руководители ВНИКа – доц. Прилепко Ю.В.., доц. Прилепских О.С.).
 
Направления исследования:
Выявление и комплексное описание психолого-педагогических трудностей и проблем сопровождения родителей в решении задач обеспечения гармоничного раннего развития ребенка в семье и в пространстве образовательных учреждений.
Организационное и методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения раннего развития детей группы социального и биологического риска (эмоционально-личностные нарушения, нарушения поведения и др.).
Совершенствование механизмов, обеспечивающих интеграцию специалистов разного профиля (медицинских работников, педагогов, психологов) в вопросах сопровождения раннего развития детей, применительно к разным социокультурным условиям жизни семьи на территории Ставропольского края.
Организационное и методическое обеспечение формирования и развития у родителей личностной ответственности и психолого-педагогической компетентности в вопросах обеспечения раннего развития ребенка.
Подготовка и переподготовка специалистов педагогического и психолого-педагогического профилей (воспитателей ДОУ, социальных педагогов, педагогов-психологов) к осуществлению комплексного сопровождения раннего развития ребенка в семье и интеграции его в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения.
Разработка и обобщение теоретических и методических основ антропологического сопровождения раннего развития ребенка в периоды возрастных кризисов (кризис рождения, 1-го года, 3-х лет) в семье и образовательном пространстве.
 
4. Антропологические основы организации и содержания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве (научный консультант – академик РАО Малофеев Н.Н.; руководители ВНИКа – доц. Слюсарева Е.С., доц. Кабушко А.Ю.).
 
Направления исследования:
Онтогенетические и дизонтогенетические закономерности психического развития ребенка в системе антропологического знания, социокультурные и биологические детерминанты возникновения отклоняющегося развития как основа разработки программ комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Региональные аспекты построения моделей и программ оказания психолого-педагогической помощи субъектам специального и инклюзивного образовательного процесса, в том числе, скрининг и дифференциальная диагностика в условиях полиэтнического образовательного пространства (проблемы билингвизма, влияние национальной культуры на процессы воспитания и развития ребенка с ОВЗ и др.).
Психолого-педагогическое и методическое обеспечение образовательного процесса лиц с ОВЗ в условиях изменения законодательства РФ и введения Федеральных образовательных стандартов всех уровней (разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных коррекционно-развивающих программам и др.).
Реабилитационные технологии в системе комплексной помощи детям, воспитывающимся в условиях интернатных учреждений (преодоление депривационных последствий, формирование ценностного отношения личности к себе и окружающим людям как средство преодоления социальной депривации воспитанников детского дома и др.).
Выявление и комплексное описание особенностей детей с кохлеарным имплантом, комплексное психолого-педагогическое обследование и реабилитация ребенка в дооперационный и послеоперационный период, психолого-педагогическое сопровождение семьей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом.
Разработка программ подготовки и переподготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования в условиях введения профессионального стандарта педагога и Федеральных образовательных стандартов всех уровней. 
Психофизиологическое сопровождение субъектов образовательного процесса: выявление закономерностей взаимовлияния соматических и психических детерминант на формирование психосоматических расстройств; технологии психофизиологического сопровождения лиц с разным психосоматическим статусом.
Информационно-просветительская деятельность по формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, распространение и внедрение положительного опыта организации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве (проведение конференций разного уровня, Дней специалиста, мастер-классов, научно-методических семинаров и т.п.).
 
5. Антропологические проблемы детства в условиях кризиса современного российского общества и предотвращение жестокого обращения с детьми (руководители ВНИКа – проф. Бобрышов С.В., проф. Тинькова Е.Л.).
 
Направления исследования:
Выявление и комплексное описание проявлений кризиса современного общества в аспекте влияния на построение и изменение моделей развития, социализации и воспитания детей и подростков в семье, обществе и образовательных организациях с учетом этнокультурных, религиозных и возрастных особенностей субъектов воспитания. 
Выявление закономерностей и особенностей влияния кризисных явлений в обществе на позитивную и негативную социализацию личности ребёнка, формирование моделей его дальнейшего поведения в социуме и векторов личностного и профессионального развития.
Подходы и правила учета педагогами и родителями социальных, политических, культурных и др. детерминант проявления феномена детства в современной российской семье и образовательной организации. 
Психолого-педагогическое обоснование проявлений жестокого обращения с детьми как явления социокультурной аномии.
Современные виды и формы насилия в отношении детей в семье и обществе; индикаторы (показатели) и критерии проявления насилия в отношении детей разного возраста и пола. 
Социальные и психолого-педагогические факторы, определяющие выбор педагогами и родителями неоправданно жестких моделей воспитания и жестокого обращения с детьми в современном российском образовательном пространстве; содержание и формы профилактической работы в диадах «ученик-ученик», «учитель-ученик»; «учитель-учитель», «родитель-ребенок», предотвращающей использование субъектами общения парадигм жесткого и жестокого взаимодействия.
Выявление и комплексное описание психолого-педагогических затруднений, трудностей и проблем сопровождения родителей в решении задач бесконфликтного гармоничного развития ребенка в семье и в пространстве образовательных учреждений.
Организационное и методическое обеспечение формирования и развития у родителей личностной ответственности и психолого-педагогической компетентности в вопросах обеспечения развития, социализации и воспитания детей.
 
Технологии, направленные на оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям, находящимся в ситуации жестокого обращения со стороны родителей.
Организационное и методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития и воспитания детей группы социального и биологического риска (эмоционально-личностные нарушения, нарушения поведения и др.).
Технологии психолого-педагогического сопровождения развития и воспитания детей применительно к разным социокультурным, этнонациональным, конфессиональным и др. условиям жизни семьи на территории Ставропольского края.
 
Разработка и обобщение технологических основ антропологического сопровождения развития детей и подростков в семье и образовательном пространстве в периоды переживаемых ими возрастных кризисов.
Психолого-педагогическая составляющая системы социальной защиты детства; содержание и формы межведомственного взаимодействия и координации работы специалистов различного профиля по решению проблем детского неблагополучия, предотвращения безнадзорности, ранней беременности, суицидального поведения; обучение и повышение квалификации специалистов, непосредственно работающих с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
 
Структура и содержание региональной образовательной политики по выработке стратегий решения проблем детства и обеспечения защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
СМИ и их роль в освещении и преодолении проблем детства; психолого-педагогическая составляющая информационной работы по профилактике социокультурной аномии (жестокого обращения с детьми) и обеспечению процесса оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
 
mail@sspi.ru
8(8652)56-08-26
г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»
Design in ГБОУ ВО СГПИ
Copyright 2017. All Rights Reserved.