JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Региональная научно-исследовательская лаборатория прикладной психофизиологии



Концепция деятельности
 
ВВЕДЕНИЕ
Психофизиология, будучи одной из областей современных знаний о человеке, базируется на достижениях как естественных, так и гуманитарных наук. Возникнув на основе совершенствования объективных методов контроля физиологических процессов при переживании тех или иных психологических состояний, она характеризует развитие современных научных концепций о работе мозга. Психофизиологический подход позволяет прогнозировать адаптивное поведение человека на основе оценки индивидуальных особенностей физиологических функций. Современные психофизиологические исследования направлены на решение вопросов о физиологических механизмах психической деятельности организмов. Эти процессы участвуют в организации поведенческого акта и имеют соответствующие физиологические корреляты. За счет их усложнения преобразуется уровень взаимодействия человека с окружающей средой, а это, в конечном счете, приводит к формированию социума и культуры. Последние же, в свою очередь, оказывают влияние как на совершенствование механизмов деятельности мозга и организацию высших психических функций, так и на становление личности самого человека. 
Знание основ психофизиологии абсолютно необходимо в различных сферах деятельности человека, особенно когда стала реальной тенденция глобальной миграции населения из зон традиционного проживания многих поколений в уже перенаселенные города. Эта тенденция была ускорена промышленной революцией и начинает приобретать критический характер. Демографические, медицинские и технические изменения, связанные с изменением общества, происходят теперь столь быстро, что человеческая популяция не успевает адаптироваться. У людей, например, могут быть генотипические различия в толерантности (устойчивости) к условиям перенаселения или к шуму, который в этих условиях повышен. Таким образом, эволюция человека может идти сейчас в направлениях, отличных от тех, которые поддерживались отбором в прошлом.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость приложения психофизиологических исследований к многим сферам деятельности человека, в которых раньше не учитывали значимость психофизиологических особенностей индивида, являющихся основой базовых характеристик здоровья.
Характеристика современной ситуации психофизиологического состояния детей и подростков.
Здоровье нации является основной ценностью каждого государства, обеспечивающей его безопасность, экономическую и политическую стабильность. Состояние здоровья населения России, а особенно его молодого поколения вызывает обоснованную тревогу. По данным МЗ РФ уже в дошкольном возрасте более чем у 2/3 детского контингента (68%) возникают множественные нарушения функционального и психического состояний, 17% детей имеют хронические заболевания, пограничные психические расстройства и только 1 ребенок из трех остается здоровым. По данным института возрастной физиологии около 20% детей, приходящих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера. Однако, к концу 1 класса число таких детей превышает 60%. За годы обучения в школе в пять раз возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, в четыре раза количество нарушений психического здоровья. 
Региональные показатели психофизиологического состояния студентов, обучающихся в вузах, имеют аналогичные тенденции, но бывают более или менее выражены в зависимости от экологических, социально-экономических, национально-этнических особенностей региона.
Ставропольский край в силу климатогеографических условий, геополитического положения, активных миграционных процессов, преобладания аграрного компонента в экономике края (78% населения живет в сельской местности) и, в то же время, наличия крупнейших промышленных предприятий, является достаточно «проблемным» регионом, неоднозначно влияющим на состояние здоровья населения и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи.
В сложившихся условиях функционирования системы образования, направленность на создание оптимальных условий для сохранения здоровья всех участников педагогического процесса (как обучающихся, так и педагогов) должна являться приоритетной. При этом современные технологии образования должны базироваться на понимании образования и здоровья, как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития подрастающего поколения в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Однако, в действительности приоритетными чаще являются проблемы образования и достижения его высокого уровня любой ценой, даже в ущерб здоровью обучающихся. Такая образовательная стратегия и тактика бесперспективна. Существенным для успешного обучения, снижения стрессорного фактора, сокращения сроков адаптационных процессов является сохранение и укрепление психофизиологического здоровья ребенка на этапе его подготовки к школе, перехода на ступень среднего образования и подготовки к ЕГЭ и адаптации к обучению в вузе. Однако проблема не ограничивается только системой образования. Соответствие ресурсов здоровья индивида, его психофизиологического статуса компетентностным характеристикам, предъявляемым в разных сферах производства, расширяет аспекты востребованности исследований в данном направлении. 
Спектр приложения психофизиологических исследований расширяется в связи с увеличением патологий пренатального и раннего постнатального развития детей, приводящих к возникновению нарушений здоровья требующих педагогической коррекции и пролонгированного психологического воздействия. Это открывает широкие перспективы более глубокого понимания этиологии, патогенеза, структуры дефекта и способствует более эффективному воздействию на патологические очаги. Подобные действия стимулируют положительную динамику при работе с патологиями органического и функционального характера. Учитывая особенности региона и статистические данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ, среди лиц страдающих хроническими соматическими заболеваниями ведущее место занимают больные сахарным диабетом и доля детей среди них с каждым годом увеличивается. Психофизиологическое обследование таких больных позволит выявить на ранних стадиях неадекватных (депрессивных, тревожных, ипохондрических, истерических, эйфорических и других) личностных реакций у детей с данной патологией и разработать комплексы психотерапевтических и лечебно-педагогических воздействий при различного типа реакциях личности на заболевание с учетом личностных особенностей больных и их психофизиологического статуса. 
Учитывая вышеизложенное, можно отметить актуальность и потенциальную востребованность в регионе деятельности лаборатории психофизиологических исследований. Деятельность лаборатории также будет способствовать повышению качества подготовки специалистов системы образования. Поэтому совершенно очевидно, что при подготовке специалистов-психологов и педагогов необходимо уделить особое внимание ознакомлению студентов с современными технологиями психофизиологических исследований, что позволит актуализировать системный подход к усвоению ряда профессиональных компетенций, в том числе, и о методах психофизиологического исследования, областях применения прикладной психофизиологии.
Задачи концепции - определить место Лаборатории прикладной психофизиологии (далее -Лаборатории) ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (далее - СГПИ) в системе образования Ставропольского края как регионального центра психофизиологических исследований; 
- определить перспективы, стратегию, задачи и механизмы деятельности лаборатории прикладной психофизиологии в условиях педагогического вуза; 
- определить условия для формирования научного сопровождения учебного процесса, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области вопросов психофизиологии, а также проведения прикладных и фундаментальных исследований в данном научном направлении.
Целью деятельности лаборатории является научное обоснование, создание и экспериментальная апробация комплекса психофизиологических условий обеспечивающих эффективное решение проблем обучения и воспитания в деятельности учреждений системы образования Ставропольского края.
 
2. Основные направления деятельности
2.1.Научная деятельность.
Развитие науки и техники привело к появлению новых требований к организации педагогической деятельности, требующих от человека не только определенного уровня знаний, но и определенных психофизиологических качеств. Определить эти качества – задача современного вуза, готовящего педагогов. Современный учитель должен владеть знаниями психофизиологии организации учебного процесса. Это требует научных исследований психофизиологических аспектов адаптации к школе, изучение работоспособности школьника и причин «школьных трудностей». Однако рассмотрение данных проблем невозможно без инструментальной базы психофизиологических исследований особенностей функционирования психики у людей с различными типами высшей нервной деятельности, особенностями регуляции ведущих адаптационных систем. Выявить эти особенности, дать количественную оценку психофизиологическим параметрам – задача исследователей, занимающихся в области прикладной психофизиологии. Не менее значимым является прогнозирование поведения в тех или иных условиях, умение вести себя адекватно ситуации, то есть быть профессионалом. Однако нередко профессия накладывает неизгладимый отпечаток на человека, деформирует личность, что проявляется в утрате собственного «Я», что требует проведение исследований по проблеме психофизиологии профессиональной деформации педагогов. 
ХХ век ознаменовался появлением так называемых болезней цивилизации, в патогенезе которых значительную роль играют нарушения психики. Хорошо известно, что многие психические отклонения разворачиваются на фоне функциональных и органических нарушений сомы. Известно, что психофизиологические изменения, как результат стрессорной реакции, детерминирует проявление таких характерологических качеств личности, как нелюдимость, замкнутость, черствость, злость. Подростки неадекватно оценивают такие личностные качества как честность, боязливость, откровенность, отзывчивость, снисходительность. Поэтому очень важно выявить, какие показатели изменения функционального состояния адаптационных систем будут служить прогностическими признаками психических дисфункций (отклонений) или, наоборот, способствовать сохранению психического здоровья. Важным направлением является биологическая обратная связь. Профилактика стресса и его последствий – крайне актуальная задача. Использование в лечении стресс–индуцированных тревожных реакций и психовегетативных проявлений методов психотерапии, аутогенной тренировки, психотропных средств во многих случаях затруднено или не оправдано из–за ряда побочных эффектов. Более эффективным средством повышения психической устойчивости к стрессу является адаптивное биоуправление, осуществляемые с помощью внешней информационной обратной связи. Перспективным является не только традиционный информационный контур обратной связи, но и стимулы, наказывающие те неблагоприятные физиологические реакции на стресс, от которых требуется избавиться. В качестве модели стессогенного воздействия и аверзивного стимула может используется умеренно болевая электростимуляция. Принципиально новым является использование эгоскопии. Данный метод исследования личности позволяет сочетать и дополнять преимущества проективных методик исследования личности и оценки эмоциональной реакции, сопровождающей выполнение заданий на основе анализа трендов физиологических показателей. Способы обработки данных позволяют проводить совокупный анализ физиологических реакций, относящихся к разным системам организма (ВНС, ЦНС) и параметров поведенческой деятельности.
 
2.1.1. Перечень программных и аппаратных средств, необходимых для успешной деятельности лаборатории 
• Для проведения психофизиологического исследования функционального состояния и тестирования личностных особенностей и акцентуации характера необходим мобильный и портативный прибор для исследований группы детей - устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог», программное обеспечение к которому – «Персональное рабочее место психолога»
• Для исследований и коррекции в областях: аддиктивных расстройств; синдрома дефицита внимания; профилактике хронического стресса и психосоматических расстройств необходим прибор функционального биоуправления (БОС), в качестве программного обеспечения – БОС-сценарии в виде зрительных образов, игровых ситуаций, шкал, диаграмм на видеомониторе пациента, а также в виде различных аудиосигналов, использующих мультимедийные возможности компьютера. 
• Для проведения электроэнцефалографии необходим прибор Электроэнцефалограф-анализатор ЭЭГА 21/26 «ЭНЦЕФАЛАН-131-03» (модификация 03) для функционального биоуправления с БОС — 8 каналов ЭЭГ и 6 полиграфических каналов с стимулятором для обучения навыкам стрессустойчивочти. Данный прибор используется совместно с комплексом КЭ-ЭЭГ-10/20-«Энцефалан-КЭ» (комплект ЭЭГ-электродов хлорсеребряных стабильных цветных, сгпруппированных по цвету, с общим кабелем, для закрепления в установочных унифицированных гнездах на шлеме)
• Сомнологическое исследование необходимо для анализа фаз сна, характеризующих индивидуальные особенности личности. Для диагностики психосоматических нарушений вызванных стрессом актуальным является психофизиологическая оценка дневного сна. 
• С целью изучения психофизиологии школьных трудностей с диагностикой неосознаваемых доболезненных состояний, выявление неосознаваемых проблем социальной жизни. Необходимы возможности для проведения кадровых и профессиональный отбор претендентов с учетом психофизиологического состояния, профессиональной и личной жизни, а так же для диагностики синдрома жизненного истощения. Психодиагностическая система «Эгоскоп» 
• Для оценки состояния вегетативной нервной системы (ВНС), диагностики степени ее поражения, а также оценки резервов здоровья людей, объективного измерения уровня стрессового воздействия на организм необходим вегетотестер «ВНС–Ритм». 
• Для оценки функциональных возможностей и резервов сердечно-сосудистой и нервной систем организма, умственной работоспособности, искренности испытуемого, выявления психологических и психосоматических проблем человека, а так же изучения личностных свойств и характера, используется аппарат «BioMous».
Для обеспечения работы указанных устройств вычислительная техника должна иметь следующие технические характеристики: процессор не хуже Intel Core 2 Duo 6400, OЗУ 1Гб, HDD 80+ Гб, привод DVD-RW, видеоадаптер типа ATI Radeon c DVI, OC Windows XP, мышь, клавиатура, монитор 19» -2шт., принтер лазерный формата А4, ИБП, акустическая система.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение степени вовлечённости профессорско-преподавательского состава и студентов в научно-исследовательскую деятельность;
2. Обеспечение использования результатов исследований в учебном процессе;
3. Активизирование эмпирических исследований по проблемам психофизиологии и на этой основе создать новые научные продукты.
 
2.2. Сопровождение учебного процесса:
• проведение учебных занятий на базе лаборатории; 
• проведение курсов повышения квалификации на базе лаборатории; 
• изготовление интерактивных пособий в области психофизиологии для дистанционного образования; 
• разработка тестово-обучающих программ совместно с кафедрами Института.
 
2.2.1. Повышение квалификации работников образования
Инновации в системе образовании требуют постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, включения их в активные формы проведения научно-исследовательских работ и установления тесного профессионального взаимодействия с учебной деятельностью. 
Создание Лаборатории продиктовано необходимостью развития инновационного потенциала Института. Работа Лаборатории позволит расширить практические знания педагогов специализирующихся в области психофизиологии. Повышение квалификации работников системы образования по данному направлению позволит выработать компетенции комплексного анализа психофизиологических процессов, развить их способности к научно-исследовательской работе.
Проблемное пространство современной психофизиологии в системе образования затрагивает широкий круг вопросов. 
Данная парадигма позволяет применять методологические подходы и теоретические модели, используемые в педагогическом процессе, к анализу демографического, семейного, адиктивного поведения, исследовать психофизиологические проблемы учреждениях системы образования Ставропольского края. Таким образом, теоретические и прикладные знания в области психофизиологии оказываются востребованными при решении психофизиологических проблем повышения качества знаний студентов и учащихся, их здоровья, отношений в семье, многих социальных аспектов.
Ожидаемые результаты: 
1. Ускорение создания новых образовательных продуктов по проблемам психологии, педагогики и психофизиологии;
2. Повышение качество уже существующего блока дисциплин данного направления на всех уровнях подготовки за счёт синергии результатов исследований и повышения профессионального мастерства участников;
3. Обеспечение у студентов формирования компетенций применения теоретических знаний к решению прикладных проблем в профессиональной деятельности; 
4. Интегрирование теоретических знаний и практических исследовательских навыков при подготовке выпускных квалификационных работ, магистерских и аспирантских диссертаций; 
5. Установление связи с международными организациями, государственными органами, предприятиями и бизнесом по линии прикладных разработок в области психофизиологии и получить эффект обратной связи для учебного процесса.
 
3. Средства, финансирование и материально-техническое обеспечение Лаборатории.
1 Средства лаборатории складываются: а) из средств, поступающих по договорам от заказчиков; 
б) ассигнований по госбюджету, выделяемых за счет Федеральных целевых и других и грантов по сметам на основании заявок, утвержденного плана работы и соответствующих государственных контрактов и договоров; 
в) средств, выделяемых ректоратом в рамках реализации комплексной программы финансирования НИР в Институте; 
г) добровольных взносов, даров и спонсорской помощи юридических лиц и граждан в виде интеллектуальной собственности, информационных фондов, программных продуктов, материально-технических ресурсов и денежных средств. 
 
3.2. Как самостоятельное подразделение Лаборатория ведет табельный учет и располагает правами на собственное помещение, хозяйственные и командировочные расходы, отпуска специалистов, их заработную плату и поощрительный фонд в соответствии с результатами аттестации работников. 
 
3.3. Закупка оборудования для организации НИР Лаборатории осуществляется за счет привлеченных средств (при формировании сметы расходов Института на календарный год). 
 
3.4. Лаборатория по согласованию с заведующими кафедрами и руководителями иных структурных подразделений Института на договорной основе может использовать их оборудование, приборы и аппараты, а также техническую документацию, необходимые для выполнения научно-исследовательских работ Лаборатории.
 
3.5. Все имущество, оборудование, приборы, оргтехника и т.п., находящееся в пользовании Лаборатории, принадлежит Института и не может быть передано третьим лицам без решения ректората Института.
 
4. Перспективы развития Лаборатории 
Развитие деятельности лаборатории планируется осуществлять по следующим направлениям: фундаментальное, прикладное и учебно-практическое.
В рамках фундаментального направления планируется продолжить изучение индивидуальных психофизиологических и возрастных характеристик, влияющих на процессы обучения и памяти. 
Известно, что темп усвоения знаний в значительной мере зависит от индивидуальных свойств нервной системы человека. В перспективе предполагается разработать стандарт обследования, который позволит решать следующие задачи: 
• прогноз индивидуального темпа усвоения знаний; 
• анализ причин неуспеваемости; 
• объективная оценка влияния умственного утомления на скорость обучения; 
• оценка эффективности и стрессогенности различных видов учебного материала и учебных ситуаций. 
В рамках прикладного направления необходимо разработать методы, позволяющие объективно измерять умственное утомление. Утомление при учебной нагрузке не только нормально, но и продуктивно, поскольку активизирует резервные возможности мозга. Вместе с тем, переход утомления в переутомление (а это уже путь к болезни) субъективно неуловим. Поэтому нужны четкие критерии, позволяющие разграничивать эти состояния. Однако общепринятых методик оценки состояния человека при умственном утомлении не существует. Необходимо прововести исследование ЭЭГ-коррелятов умственного утомления, вызванного разными видами учебной нагрузки (например, длительной работой на компьютере, просмотром видеолекций). В перспективе предполагается разработка системы психофизиологической диагностики умственного утомления, а также средств диагностики умственного утомления для индивидуального пользования. 
Одной из перспективных задач данного направления являются исследования в области оценки эффективности и безопасности приемов воздействия на восприятие, которые используются в системе преподавателями ГБОУ ВО СГПИ. 
В рамках учебно-практического направления перспективы развития заключаются в расширении участия студентов психолого-педагогического факультета и факультета специальной педагогики в экспериментальной деятельности и освоение ими современных методов психофизиологических исследований.