JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Историко-филологический факультет



Адрес: 355045, г. Ставрополь, ул. Ленина 417а, ауд.17.

Телефон: 8 (8652) 56-08-26 (доб. 110)

E-mail: dekanat.iff @mail.ru

 
Декан факультета
 

Атарщикова Елена Николаевна

Почетный работник высшего профессионального образования, д.ю.н., к.филолог.н., профессор
 
 
 
Историко-филологический факультет  начал функционировать в структуре ГБОУ  ВО «Ставропольский  государственный педагогический институт» относительно недавно, в 2002 г., но уже сформировал богатые и разнообразные академические традиции. За годы своего существования ИФФ существенно изменился и идеологически, и технически, и профессионально. Современные информационные технологии в обучении, работа в мультимедийных классах, информационные дайджесты и широкое использование Интернета  на занятиях – все это стало нормой учебного процесса. Студенты стали получать широкое общегуманитарное образование, являющееся хорошей базой для их последующей деятельности и обеспечивающее их гибкую и универсальную адаптацию к будущей практической деятельности.
Факультет накопил богатый педагогический, научный, кадровый потенциал. Преподаватели проявляют креативность и одухотворенность, что отражается в использовании интерактивных форм работы: мозговой штурм, тренинг, круглый стол, деловые игры, мастер-классы.
Учебный процесс и высокий уровень знаний и компетенций обучающихся обеспечивают преподаватели, не просто имеющие научные степени и учёные звания, но и оказывающие серьёзное влияние на развитие российской исторической и филологической науки. Приоритетной в деятельности факультета является научная работа со студентами. Подтверждением этому служит наличие студенческих научных сообществ: проблемных групп, кружков, лабораторий. Выпускники факультета продолжают обучение в аспирантуре и магистратуре.
Особой гордостью факультет является собственный печатный орган. В студенческом научно-публицистическом альманахе «Ди@лог», выходящем с 2006 года, представлены творческие и научные работы студентов и выпускников института. Бакалавры,  магистры,  аспиранты,  профессорско-преподавательский   состав факультета  и  учителя  края   имеют возможность публиковать результаты своих научных изысканий в периодическом сборнике научно-методических статей историко-филологического факультета «Инновации в образовании и науке», первые  два выпуска  которого  вышли в свет  в  2017 году. Апробацию результатов исследований, проводимых в рамках написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, грантов студенты осуществляют в ходе традиционной конференции «Интеграционные процессы в гуманитарном знании». 
В системе непрерывного педагогического образования практика студентов представляет один из этапов становления будущих учителей русского  языка  и  литературы, истории  и  обществознания. Она позволяет определить профессиональную мотивацию студента, уровень овладения им специальными методическими знаниями и умениями, приобретенными в процессе обучения в вузе. 
Для организации практик кафедра методики преподавания исторических и филологических дисциплин осуществляет сотрудничество с ведущими муниципальными общеобразовательными учреждениями г. Ставрополя: школами, лицеями, гимназиями.  Новаторством историко-филологического факультета является внедрение методов и приемов арт-педагогики  и  библиотерапии в учебный процесс  и  внеаудиторную  работу:  литературные балы, методический театр, проект «Личность. Ученый. Творец. Педагог», «киносреды», творческие клубы  и  др. 
Все это способствует глубокому погружению в предмет, совершенствованию профессиональной компетенции и победам на традиционных конкурсах «Учитель года». Гордостью  факультета  стали  победители  в  номинации «Шаг  в  профессию» Касич Ирина (2009), Лушкина Татьяна (2010), Серба Мария (2011), Куницына Юлия (2014), Шрамко Анастасия (2015)  и Шульгинова Юлия (2016). 
Студенты факультета получают современное, высококачественное, широко востребованное в России и крае образование, которое гарантирует успешное трудоустройство, возможность работать не только в сфере образования, но и в науке, культуре, массовой коммуникации и т.д.
Воспитанники  историко-филологического факультета востребованы в различных организациях города и края.
Главной целью воспитательной работы на историко-филологическом факультете является создание условий для формирования профессиональных и социокультурных компетенций, лидерских качеств будущих бакалавров, необходимых для их эффективной профессиональной деятельности в условиях современного развития системы высшего образования.
На факультете функционирует студенческий деканат, дискуссионный клуб «Студенческая трибуна» и другие разнонаправленные объединения, призванные воспитывать у студентов правильную гражданскую позицию, вырабатывать морально-нравственные качества и формировать образ современного учителя. Девиз факультета «Мы не ищем перспектив - мы их создаем!»
Являясь органичной частью СГПИ, историко-филологический факультет динамично развивается, обновляет содержание образования, осваивает современные технологии и формы обучения, готов к выполнению стоящих перед ним задач.
 ИФФ по праву гордится достижениями своих студентов в науке, творчестве и спорте.  Твердо верится, что ИФФ всегда будет славиться своими педагогическими кадрами, традициями и будет выпускать из своих стен высококвалифицированных специалистов, необходимых стране.
Жизнь факультета ярка и притягательна. Все, кто думает связать свое будущее с поисками научной истины, кто одержим стремлением получить настоящие знания, находят в нем свою профессиональную судьбу, осуществление своих надежд и планов.
Надеемся, что историко-филологический факультет СГПИ будет прирастать талантливыми студентами, блестящими преподавателями, успешными научными проектами!
 
Квалификация сотрудников факультета: 
Педагогическую деятельность на факультете ведут 13 докторов наук, 31 кандидат наук, 12 профессоров, 25 доцентов. Такой кадровый состав факультета обеспечивает не только высокое качество знаний студентов, но и позволяет вести серьезную научно-исследовательскую работу.
 
Уровни образования: 
Историко-филологический факультет осуществляет подготовку студентов с присвоением квалификации дипломированного бакалавра по трём отделениям:
- русский язык и литература;
- история и обществознание;
- экономика и менеджмент.
 
Интенсивная и творческая работа профессорско-преподавательского состава и студентов нашего факультета находит признание и подтверждается наградами самого высокого уровня. 
Так лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений   г. Сочи (в  номинации «Гуманитарные  науки») стали - проф. Атарщикова Е.Н., доц. Трембикова А. А. за  книгу «Методический  театр  как  антропологический  метод  артпедагогики», а также доц. Цифанова И.В. за  монографию «Кооперативная идентичность как основа для структурирования общества в третьем тысячелетии»). Доктор филологических наук Д.И. Петренко является лауреат премии Губернатора Ставропольского края в области науки и инноваций молодым ученым и специалистам за 2015 год. 
Среди студентов наиболее отличившимися являются: Криулины Надежда и Татьяна – организаторы и координаторы смен молодежного форума «Машук», комиссары педагогического отряда «РИТМ», проводившие лагерные смены в ведущих оздоровительных лагерях страны. Гордостью факультета является её главный волонтер – Улесова Анастасия, волонтер победы, получившая благодарность Президента РФ за участие в торжествах, посвященных празднованию 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Любимец факультета Вахапов Рахман стал обладателем стипендии Губернатора, что подтверждает его заслуги перед факультетом, институтом и краем. Ляшенко Анна и Долгова Екатерина стали участницами просветительских форумов, в ходе работы которых они не только прошли обучающие мастер-классы, но также представили собственные проекты, связанные с патриотическим воспитанием и развитием Всероссийским движением школьников. В 2016 году Благодарственное письмо Краевого комитета Союза молодежи Ставрополья за активное участие в реализации государственной молодежной политики в Ставропольском крае и в связи с 25-летием Союза молодежи Ставрополья было вручено Воронкову Дмитрию. Благодарность следственного комитета РФ Следственного управления по Ставропольскому краю была вручена Музыченко Дмитрию за активную гражданскую позицию и творчество, проявленное в конкурсе «Мы против коррупции».
 
Научная и учебная база: 
Организация научно-исследовательской работы на факультете развивается согласно нормативной документации. Проблематика научных исследований на факультете обусловлена современными актуальными проблемами развития образования, широтой научных интересов ученых, работающих в институте, участием в научной работе представителей разных вузов, организаций и учреждений, с которыми сотрудничают кафедры ИФФ.
На факультете реализуется 5 научных направлений: «Лингвистическая антропология»; «Антропоцентрированная парадигма в филологии» (кафедра русского языка и литературы); «Современные проблемы филологии и истории» (кафедра теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин); «Историческая антропология» (кафедра истории и права) и «Философская антропология» (кафедра философии и культурологии); «Исследование механизмов функционирования и развития региональных социально-экономических систем» (кафедра экономики и менеджмента).
В рамках работы комплексной научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства» на факультете функционируют два ВНИКа: «Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды» и «Антропологические основы комплексной работы по профилактике и противодействию идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде». Актуальность направлений исследований ВНИКов состоит в показе путей и методов, а также выявлении условий и факторов, при которых образовательные учреждения могут повысить качество преподавания русского языка и истории в школах с полиэтничным составом обучения, способствовать сохранению русского языка в семьях мигрантов, сочетая в себе общие требования к учебному процессу, добиваться успеха в овладении лингвокультурологическими компетенциями, становиться привлекательным местом для родителей и детей, примером успешной интеграции в принимающее общество, площадкой для реализации межкультурной коммуникации и интеркультурной педагогики. 
 
В направлении «Разработка алгоритма, технологических основ и условий обучения детей–билингвов русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному в образовательных организациях и в семье» изучаются такие вопросы, как:
- выявление структуры и содержательной сущности модели гуманитарного билингвального образования;
- апробация психолого-педагогических условий построения гуманитарного образования детей дошкольного и начального школьного возраста. 
 
В направлении «Содержательные и технологические компоненты методики преподавания русского языка как иностранного и русского языка как неродного в учреждениях образования» уточняются вопросы организационно-методического обеспечения процесса обучения и воспитания детей-билингвов в гуманитарном образовательном пространстве.
Перспективными для дальнейшей разработки является направление «Содержательные, технологические и психолого-педагогические основы формирования исторической и языковой культуры личности с учётом ментальных особенностей детей-билингвов и детей-мигрантов».
В качестве новой темы исследования в рамках направления «Историческая и правовая антропология»  лаборатории «Антропология детства» предлагается для разработки проблема «Формирование российской государственности и расширение границ: принципы и особенности». Новая тема органично развивает основную тематику повышения качества преподавания гуманитарных дисциплин. Рассмотрение данной темы на уроках истории вызывает особые сложности у учителей, ставит перед ними острые вопросы. На страницах исследований мы можем видеть различные оценки политики присоединения национальных территорий – от захватнической политики до концепции «наименьшего зла» и добровольности вхождения.
На кафедре действует научно-исследовательская лаборатория «Текст как явление культуры: Кавказоведение. Метапоэтика. Педагогика» под руководством доктора филологических наук Д.И. Петренко. В лаборатории предполагается продолжение работы над большими научными проектами «Метапоэтика: Размытая парадигма», «Семиотика и локальная история», «Северный Кавказ: Языки, литературы, культуры», «История педагогики Ставропольского края и Северного Кавказа». На базе лаборатории планируется проведение активной работы по созданию условий для реализации междисциплинарных инновационной научных исследований, для эффективного научного творчества студентов, аспирантов. Лаборатория продолжит сотрудничество со школами, дворцами детского творчества, учреждениями дополнительного образования Ставропольского края и Северного Кавказа для работы со школьниками по воспитанию патриотизма, высоких нравственных и духовных ценностей через язык, литературу и искусство («Вдохновение через переживание»). Продолжится издание ежегодного литературно-художественного альманаха студентов и школьников Ставропольского края «Вдохновение» (в настоящее время выпущены 15 альманахов, в том числе «Избранное. 2001—2015»).
На базе МБОУ СОШ №21 под руководством проф. Е. Н. Атарщиковой осуществляет деятельность городская инновационная площадка «Текстоцентрический принцип обучения гуманитарным дисциплинам при подготовке к ЕГЭ». Научно-методическую помощь школьникам и их учителям оказывают студенты ИФФ во время производственной практики при деятельной помощи доц. А. В. Морозовой. 
На факультете также функционируют научно-методическая школа «Содружество» и консультационный пункт «Первая методическая помощь».