JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Лаборатория "Антропология детства"



На основании приказа Министерства образования Ставропольского края № 194 от 11.04.2003 г. и положения о структурных подразделениях в Ставропольском государственном педагогическом институте была открыта лаборатория «Антропология детства». 
В настоящий момент общее научное руководство лабораторией «Антропология детства» осуществляет доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой воспитания, социализации и развития личности Бобрышов Сергей Викторович, научным координатором программ является зав. кафедрой истории и права, доктор юридических наук, профессор Е.Г. Пономарев.
В рамках первого этапа своей работы (2003-2006 гг.) лаборатория осуществляла разработку программы «Исследование проблем образования и воспитания детей в условиях Ставропольского края». Для эффективной реализации программы были сформированы следующие ВНИКи: «Методология исследования проблем антропологии детства» (научный руководитель Шиянов Е.Н., доктор педагогических наук, профессор), «Антропология личности и ее развитие в детском возрасте (научный руководитель Лидак Л.В., доктор психологических наук, профессор); «Антропологические проблемы языковой культуры и педагогического общения» (научный руководитель Манаенко Г.Н., доктор филологических наук, профессор); «Психолого-педагогическая и правовая поддержка жизнедеятельности ребенка» (научный руководитель Чумичева Р.М., доктор педагогических наук, профессор); «Создание коррекционно-развивающего пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного и школьного образования» (научный руководитель Малофеев Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО); «Проблема образования в области физической культуры в пространстве педагогической антропологии» (научный руководитель Курысь В.Н., доктор биологических наук, профессор); «Технологическое обеспечение антропологической подготовки педагога в системе непрерывного образования» (научный руководитель Харченко Л.Н., доктор педагогических наук, профессор), «Психологическое и педагогическое сопровождение ребенка в условиях выбора и организации профильного обучения» (научный руководитель Савинова Л.В., доктор педагогических наук, профессор).
В соответствии с приказом Министерства образования Ставропольского края №97-пр. от 05.03.2006 г. работа лаборатории осуществлялась в рамках научной программы «Технологическое обеспечение антропологического подхода в образовании». По программе успешно работали ВНИКи: «Антропологическая подготовка педагога для работы в системе профильного обучения» (научные руководители Редько Л.Л., доктор педагогических наук, профессор и Шиянов Е.Н., доктор педагогических наук, профессор); «Проектирование единого педагогического пространства непрерывного уровневого образования в условиях Ставропольского края (научное руководство осуществляют Редько Л.Л., доктор педагогических наук, профессор и Золотухина А.Ф., кандидат исторических наук); «Антропоориентированная подготовка и психологическое сопровождение педагогических кадров в рамках ВО и профессиональной деятельности» (научный руководитель Бобрышов С.В., доктор педагогических наук, профессор); «Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования» (научный руководитель Магомедов Р.Р., доктор педагогических наук, профессор); «Антропологический подход к изучению гуманитарных дисциплин в профильной школе» (научное руководство осуществляют Е.А. Ямбург Е.А., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Атарщикова Е.Н., кандидат филологических наук, доктор юридических наук, профессор); «Антропологический аспект исторического исследования: история образования, семьи и детства» (научный руководитель Пономарев Е.Г., доктор юридических наук, профессор); «Технологическое обеспечение реализации антропологического подхода в художественном образовании» (научный руководитель Сляднева Л.Н., доктор педагогических наук, профессор); «Социально-экономические и правовые основы управления образовательными учреждениями» (научный руководитель Шелкоплясова Г.С., доктор экономических наук, профессор).
С 2009 по 2013 г. работа лаборатории велась в рамках научной программы «Антропологическое сопровождение реализации региональной модели образования» (Приказ Министерства образования Ставропольского края №97–пр. от 05.03.2009 г.) Научные исследования осуществлялись ВНИКами: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации моделей выравнивания стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения» (научное руководство осуществляют Магомедов Р.Р., доктор педагогических наук, профессор; Ромаева Н.Б. доктор педагогических наук, профессор); «Комплексная помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» (научные руководители Евмененко Е.В., кандидат психологических наук, доцент; Слюсарева Е.С., кандидат психологических наук); «Антропологическое сопровождение процесса обеспечения качества подготовки будущего учителя в контексте региональной модели образования» (научный руководитель Редько Л.Л., доктор педагогических наук, профессор); «Обеспечение антропологического контекста исторического и филологического образования в средней школе и вузе» (научное руководство осуществляют Пономарев Е.Г., доктор юридических наук, профессор; Атарщикова Е.Н., кандидат филологических наук, доктор юридических наук, профессор); «Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве» (научные руководители кандидат психологических наук, доцент Прилепко Ю.В., кандидат психологических наук доцент Прилепских О.С.).
С 2014 г. по настоящее время работа лаборатории ведется в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов».  Основная цель исследования – разработать и апробировать систему подготовки будущих педагогов и психолого-педагогического сопровождения роста профессионального мастерства действующих педагогов и психологов образования на основе внедрения новых образовательных стандартов и стандарта педагога с учетом современных и перспективных социокультурных реалий функционирования институтов образования и воспитания в Ставропольском крае.
 
Экспериментальная работа ведется по 5 направлениям профессорско-преподавательским составом ведущих кафедр ГБОУ ВО СГПИ с привлечением практических работников образования, объединенными в соответствующие ВНИКи:
1 Профессиональный стандарт педагога как основа модернизации подготовки будущих учителей и условие повышения качества деятельности образовательных организаций Ставропольского края. Научными руководителями ВНИКа являются – профессор Редько Л.Л., профессор Шумакова А.В. Научный консультант – академик РАО Ямбург Е.А.
2. Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды. Научное руководство осуществляют профессор Пономарев Е.Г. и профессор Атарщикова Е.Н.
3. Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве. Научные руководители ВНИКа – доцент Прилепко Ю.В.., доцент Прилепских О.С.
4. Антропологические основы организации и содержания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве. Научными руководителями ВНИКа являются – доцент Слюсарева Е.С., доцент Кабушко А.Ю. Научный консультант – академик РАО Малофеев Н.Н..
5. Антропологические проблемы детства в условиях кризиса современного российского общества и предотвращение жестокого обращения с детьми. Руководители ВНИКа – профессор Бобрышов С.В., профессор Тинькова Е.Л.
В составе лаборатории постоянно работают более 60 сотрудников. По проблематике лаборатории институт ежегодно проводит уже ставшие традиционными Международные научно-практические конференции, которые позволяют объединить усилия именитых ученых России, Северного Кавказа и Ставрополья при активном участии коллег из Украины, Белоруссии, Приднестровья, Армении, Польши, Венгрии, Германии, США, а также молодых исследователей и педагогов-практиков в решении приоритетных антропологических проблем.
 
 Ежегодно в работе конференции принимают участие не менее 400 человек. С 2006 года на пленарных заседаниях с докладами выступили более 40 ведущих ученых страны, среди которых: 
 Семенов А.Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор Московского института открытого образования, г. Москва;
 Краевский В.В., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;
 Малофеев Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО;
 Кон И.С., доктор философских наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Института этнологии, антропологии РАН; 
 Ямбург Е.А., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Центра Образования №109, г. Москва;
 Бондаревская Е.В., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО;
 Лазарев В.С., доктор психологических наук, профессор, академик РАО;
 Сериков В.В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ; 
 Братусь Б.С., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой общей психологии МГУ;
 Слободчиков В.И., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
 Котова И.Б., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
 Хуторской А.В., доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО;
 Кларин М.В., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник РАО;
 Корнетов Г.Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления;
 Гукаленко О.В., доктор педагогических наук, профессор и др. 
 На секциях и симпозиумах выступили с сообщениями более 1000 исследователей из десятков городов России, а также представители Украины, Белоруссии, Приднестровья, Армении. Проведено 15 мастер-классов учеными, имена которых являются гордостью отечественной педагогической науки: академики Б.М. Бим-Бад, Н.Н. Малофеев, Е.А. Ямбург и др. В материалах конференций опубликовано 1127 научных статей академиков, профессоров, доцентов, преподавателей, аспирантов, учителей, практических работников.