JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Учебно-методическая работа



Основные направления учебно-методической работы ориентированы на подготовку бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка»  и по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Музыка»  и «Дополнительное образование». 
 
Основные направления учебно-методической работы кафедры:
- разработка содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
- разработка содержания учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
- разработка и обновление учебных программ, учебно-методических комплексов и фонда оценочных средств по дисциплинам кафедры, методических указаний к курсовым и дипломным работам, материалов для   промежуточной и итоговой аттестации;
- повышение квалификации преподавателей;
- оказание методической помощи преподавателям филиалов ГБОУ ВО СГПИ и педагогам школ; 
- изучение и внедрение в практику работы кафедры и вуза передового научного и педагогического опыта;
- проведение открытых занятий по дисциплинам кафедры; 
- разработка и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; 
- осуществление внутривузовского контроля качества знаний  студентов на основе внедрения  тестовых материалов; 
- осуществление контроля качества преподавания;
- осуществление контроля за проведением отработок и выполнением самостоятельной работы преподавателями и студентами;
- определение содержания дополнительной внеаудиторной работы со студентами первых-вторых курсов бакалавриата  (контактные часы) по дисциплинам кафедры.
 
Основные задачи по организации учебно-методической работы:
- внедрение в образовательный процесс ОПОП бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура», обеспечение учебно-методическими комплексами всех учебных дисциплин ОПОП, закрепленных за кафедрой;
- учет в содержании рабочих программ основных положений государственного образовательного стандарта третьего поколения;
- ориентация в процессе преподавания дисциплин на  компетентностный подход; 
- совершенствование лекционного материала, корректировка плана семинарских и лабораторно-практических занятий, обновление заданий для самостоятельной контролируемой работы студентов; приведение в программах в соответствие списка основной и дополнительной литературы по нормам года издания;
- разработка эффективных форм и механизмов контроля качества образования, мониторинг качества профессиональной подготовки преподавателей и студентов СГПИ.
Профессионально-компетентностный подход по реализации стандарта бакалавриата третьего поколения реализуется в ходе изучения и освоения специального, вариативного блока дисциплин.
Профессорско-преподавательских состав кафедры осуществляет подготовку профессиональных компетенций будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин, закрепленных за кафедрой.
 
Перечень дисциплин кафедры
1. Музыкально-инструментальная подготовка.
2. Класс основного музыкального инструмента.
3. Концертмейстерский класс.
4. Аккомпанемент.
5. Сольфеджио.
6. Элементарная теория музыки.
7. Теория и история музыки.
8. Музыкально-теоретическая подготовка.
9. Музыкально-историческая подготовка.
10. Введение в основы исследовательской деятельности педагога-музыканта.
11. ВКР руководство.
12. ВКР рецензирование.
13. Педагогика народного художественного творчества.
14. История музыкального образования.
15. Музыкальная психология и психология музыкального образования.
16. Народное песенное творчество.
17. Фольклорный театр.
18. Народные музыкальные инструменты.
19. Компьютерные программы как инструментарий педагога-музыканта.
20.Музыкально-педагогические практикумы.
21.Оркестр народных инструментов.
22. Организация внеклассной и внешкольной работы по музыкальному воспитанию.
23. Ансамблевое музицирование в музыкальном образовании.
24. Методика обучения пению.
25.  Теория и технология музыкального воспитания детей.
26. Теория и методика музыкального воспитания.
27. Теория и технологии музыкального образования.
28. Практика учебная.
29. Практика производственная.
30. Практика преддипломная.
31. Обзорные лекции к ИГА.
32. Анализ музыкальных произведений.
33. Исполнительское мастерство.
34. Музыкально-педагогический репертуар.
35. Концертмейстерская практика.
36. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей.
37. Исполнительское мастерство (практикум)
 
Сотрудниками кафедры теории и методики музыкального образования  осуществляется преподавание дисциплин на всех факультетах института, а также в центре профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГБОУ ВО СГПИ. Регулярно происходит процесс корректировки и разработки рабочих программ, методических рекомендаций и фонда оценочных средств по предметам специализации кафедры. Так, за последние пять лет сотрудниками кафедры подготовлено более 20 учебных и учебно-методических пособий.
Совершенствование профессиональных компетенций бакалавров осуществляется в процессе подготовки и участия студентов в конкурсах и фестивалях. Традиции кафедры преумножаются в процессе активного участия профессорско-преподавательского состава кафедры в научно-исследовательской, учебной, концертно-творческой деятельности института. 
Традиционным для кафедры является активное участие студентов в профессиональных конкурсах и фестивалях Всероссийского, Международного уровней. За последние 3 годы наши студенты стали победителями более чем на  20 Всероссийских, Международных конкурсах (Лауреаты Международных конкурсов – студенты СГПИ Скоробогатов В., Лебедева Е., Сергунцова П., Амбарцумян А. и др.). Творческие коллективы, созданные под руководством преподавателей кафедры, ежегодно участвуют в различных Международных, Всероссийских,  региональных конкурсах и занимают призовые места. Преподаватели кафедры ведут активную концертную работу в городе и крае. Среди традиционных мероприятий – концерты фортепианной и народной музыки, камерной вокальной музыки, отчетные концерты кафедры, отчетные концерты классов преподавателей с участием студентов музыкального отделения, тематические концерты и вечера, посвященные знаменательным датам, творчеству великих композиторов, поэтов и др. Большой общественный резонанс получили тематические концерты, посвященные творчеству П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, концерты-лекции, посвященные Д.Д. Шостаковичу, Н.А. Римскому-Корсакому и др. 
Гордостью кафедры является оркестр русских народных инструментов под руководством старшего преподавателя В.М. Уклеева, который стал многократным победителем на Всероссийских, Международных конкурсах. В течение 5 лет совместно с руководителем оркестра народных инструментов СГПИ В.М. Уклеевым реализуется проект «Народная музыка в школе», который регулярно проводится в форме концерта-лекции о русских народных инструментах для школьников города. Студенты и преподаватели активно участвуют в жизни вуза, города и края, в рамках профориентационной работы ежегодно осуществляют культурно-просветительскую деятельность в городских и сельских школах края. 
Традиционным является участие преподавателей в городских, краевых конкурсах в качестве членов жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» (Григорьев А.Ф., И.Н. Острикова); городские, краевые и всероссийские конкурсы и фестивали исполнителей на народных инструментах (Григорьев А.Ф., Уклеев В.М., Сухиташвилли Л.С.). 
Система воспитательной работы, реализовываемая на кафедре теории и методики музыкального образования, представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную, прежде всего, на создание условий для развития духовности обучающихся с опорой на общечеловеческие ценности; оказание содействия в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание  представляет собой органичную составляющую процесса обучения в целом и развития будущих педагогов в частности и осуществляется в контексте формирования художественно-эстетической культуры, духовно-нравственных ценностей молодежи средствами музыкального искусства. При активном участии профессорско-преподавательского состава осуществляется работа по разработке и реализации учебно-воспитательных технологий, обеспечивающих эффективное развитие профессиональных компетенций будущих специалистов и формирование их личностных ценностей. Особое внимание уделяется вопросам формирования духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства и народного художественного творчества, учитывая специфичность поликультурного региона Ставрополья. В соответствии с этим профессорско-преподавательским составом во главе с заведующим кафедрой регулярно осуществляется проведение круглых столов, открытых лекций и других мероприятий. 
Поддержка выпускников – одно из приоритетных направлений деятельности вуза, гарантия его высокого социального статуса. Работа по содействию трудоустройству выпускников института и его филиалов осуществляется всеми подразделениями и службами вуза при активном участии самих выпускников и координационной работе кафедры, включающей в себя: 
- сотрудничество с организациями, выступающими в качестве работодателей; 
-расширение возможностей для получения студентами дополнительного профессионального образования с целью повышения их конкурентноспособности; 
-участии в мероприятиях, содействующих трудоустройству выпускников (Ярмарки вакансий, Дни карьеры и др.).
Выпускники СГПИ востребованы в учреждениях общего и дополнительного образования. Подготовка выпускников на кафедре осуществляется с учетом потребностей рынка труда. В рамках работы по трудоустройству молодых специалистов активно реализуются возможности педагогической практики и раннего трудоустройства.  Начиная с третьего курса обучения многие студенты работают в общеобразовательных учреждениях города. Кафедра оказывает научно-методическую помощь и сопровождение школам и центам дополнительного образования города и края. Оказывается поддержка выпускникам в их профессиональном становлении. 
За годы своей деятельности кафедра подготовила таких специалистов-музыкантов, которые сегодня работают концертмейстерами, ассистентами и старшими преподавателями на факультете искусств (Ю.В. Дворников, Н.С. Захарченко, М.Г. Мигунова, О.И. Спербер, А.В. Икрянов и др.). Имеются многочисленные положительные отзывы о работе выпускников, высоком качестве их подготовки от руководителей образовательных учреждений города и края. Многие выпускники работают в отдаленных регионах РФ, продолжают повышать свой профессиональный уровень в аспирантуре. 
Активно осуществляется социальное партнерство с культурно-образовательными структурами города и края. Научно-исследовательская и учебная деятельность, концертно-творческая работа преподавателей, привлечение студентов во все формы внеаудиторной работы  (творческие коллективы, кружки, лаборатории) способствуют достижению главной воспитательной цели – формированию высоконравственной, социально-активной личности.