JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Учебно-методическая работа



Сотрудниками кафедры русского языка и литературы осуществляется преподавание дисциплин на всех факультетах института, а также в центре профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГБОУ ВО СГПИ. Регулярно происходит процесс корректировки и разработки рабочих программ, методических рекомендаций и фонда оценочных средств по предметам специализации кафедры. Так, за последние пять лет сотрудниками кафедры подготовлено более 20 учебных и учебно-методических пособий.
Традиционным стало участие заведующего кафедрой и профессорско-преподавательского состава в конкурсе на лучшую научную книгу, проводимом Фондом развития отечественного образования. Лауреатом в 2011 г., 2012 г., 2013 г. и 2015 г. стала заведующий кафедрой, доктор педагогических наук, доцент и профессор по кафедре Дворникова Е.И., а в 2014 г. – доктор филологических наук, профессор кафедры Погребная Я.В.
 
Система воспитательной работы, реализовываемая на кафедре русского языка и литературы, представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную прежде всего на создание условий для развития духовности обучающихся с опорой на общечеловеческие ценности; оказание содействия в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание является приоритетом в образовании и представляет собой органичную составляющую процесса обучения в целом и развития будущих педагогов в частности.
Особое внимание уделяется вопросам формирования толерантности и межэтнической толерантности в связи с особенностью развития поликультурного региона. В соответствии с этим профессорско-преподавательским составом во главе с заведующим кафедрой регулярно осуществляется проведение круглых столов, открытых лекций и других подобных мероприятий с освещением данной информации на сайте института. 
 
Основные направления учебно-методической работы кафедры:
- внедрение основной образовательной программы бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура»;
- разработка содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
- разработка содержания учебников, учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
- разработка и обновление учебных программ, учебно-методических комплексов и фонда оценочных средств по дисциплинам кафедры, методических указаний к курсовым и дипломным работам, материалов для промежуточной и итоговой аттестации;
- повышение квалификации преподавателей;
- оказание методической помощи преподавателям филиалов ГБОУ ВО СГПИ и педагогам школ; 
- изучение и внедрение в практику работы кафедры и вуза передового научного и педагогического опыта;
- проведение открытых занятий по дисциплинам кафедры; 
- разработка и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; 
- информатизация учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры;
- разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам;
- разработка и апробация диагностических материалов с целью выявления уровня обученности студентов, их затруднений при изучении дисциплин, по которым специализируется кафедра; 
- проведение анализа затруднений преподавателей в организации образовательного процесса и обучающихся при усвоении новых знаний;
- осуществление внутривузовского контроля качества знаний  студентов на основе внедрения  тестовых материалов; 
- осуществление контроля качества преподавания;
- осуществление контроля за проведением отработок и выполнением самостоятельной работы преподавателями и студентами;
- определение содержания дополнительной внеаудиторной работы со студентами первых-вторых курсов бакалавриата  (контактные часы) по дисциплинам кафедры. 
 
Основные задачи по организации учебно-методической работы:
- внедрение в образовательный процесс ОПОП бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура», обеспечение учебно-методическими комплексами всех учебных дисциплин ОПОП, закрепленных за кафедрой;
- учет в содержании рабочих программ основных положений государственного образовательного стандарта третьего поколения;
- ориентация в процессе преподавания дисциплин на новое направление образования – от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу; 
- совершенствование лекционного материала, корректировка плана семинарских и лабораторно-практических занятий, обновление заданий для самостоятельной контролируемой работы студентов; приведение в программах в соответствие списка основной и дополнительной литературы по нормам года издания;
- совершенствование содержания лингвистического образования студентов с учётом требований общества и реформирования системы высшего образования;
- разработка эффективных форм и механизмов контроля качества образования, мониторинг качества профессиональной подготовки преподавателей и студентов СГПИ;
- изучение и внедрение в практику работы современных технологий преподавания филологических дисциплин;
- активное использование интерактивных методов обучения студентов: ознакомление с интерактивными технологиями на курсах повышения квалификации преподавателей СГПИ.
 
На кафедре регулярно проводятся научно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике: 
«Стратегии и практики организации читательской деятельности в условиях реализации ФГОС»;
«К вопросу об обновлении методологии литературоведческих исследований в контексте смены идеологических парадигм»;
«Новые медиа в системе современного образования»;
«Новая форма проведения ГЭК на историко-филологическом факультете. Результаты апробации»;
«Методология научных исследований в лингвистике»;
«Базовые составляющие метапредметных компетенций в филологическом образовании»;
«Актуальные проблемы литературно-краеведческой работы в школах Ставрополя и Ставропольского края»;
«Новые тенденции в ораторском искусстве педагога»;
«Развитие научно-исследовательской деятельности на кафедре русского языка и литературы: перспективы»;
«Проектные технологии как инновационный метод  обучения»;
«Деятельностный подход в Профессиональном стандарте педагога»
«Самостоятельная работа студентов как средство развития личности»;
«Инновационные модели обучения в преподавании дисциплин кафедры русского языка и литературы»;
«Актуальные тенденции развития современной зарубежной литературы нулевых и десятых годов XXI века»;
«Вопрос о речевой компетентности современного носителя русского языка»;
«Особенности педагогического общения в вузе»;
«Формирование языкового сознания студентов при обучении русскому языку».
 
Преподаватели кафедры проводят активную работу по сотрудничеству с научными библиотеками города Ставрополя и края, ведущими образовательными и научными центрами региона, выступают с просветительскими лекциями для молодежи и специалистов по проблемам русского языка, истории литературы, литературного краеведения. Профессора кафедры являются разработчиками и экспертами образовательных программ и учебно-методических пособий по региональному компоненту для школ и других образовательных организаций, оказывают консультативную помощь в проведении фестивалей, конкурсов, форумов, конференций и др. по литературам народов Северного Кавказа и Ставропольского края. Помимо этого, профессорско-преподавательский состав кафедры входит в состав жюри городского, краевого и регионального этапов Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе.
Все выпускные квалификационные работы выпускников института по профилям подготовки «Русский язык» и «Литература» выполняются по заказу образовательных организаций Ставропольского края, проходят апробацию в ходе прохождения педагогической практики и активно внедряются в учебный процесс школ, лицеев, гимназий, СПО.
 
Использование ИКТ в учебном процессе является одним из способов повышения мотивации обучения, способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, а также помогают реализовать общение, образование, самореализацию как главные человеческие потребности. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
Сотрудниками кафедры активно используют интерактивные доски как на лекциях, так в ходе проведения практических и лабораторных занятий. Работа с современными техническими средствами обучения сводится не только к демонстрации презентаций как важного компонента занятия, но и созданию мультимедийного контента. Таких, как показ документальных фильмов по тематике; наглядность исторических процессов, происходящих на уровне развития и эволюции языка, а также периодизации литературного процесса в виде различных тайм-линий; визуализации информации с помощью облака тегов и инфографики и др. 
 
Кафедра русского языка и литературы придает особое значение проведению профориентационной работы среди выпускников средних школ города, края и СКФО. В течение учебного года преподавателями проводилась следующая работа: 
1. Организация работы студенческой приемной комиссии (отделения русского языка и литературы) при кафедре:
1) подготовка выступлений студентов во время зимних каникул в родных школах на вечерах встречи выпускников;
2) распространение буклетов о вузе, о факультете студентами по месту прописки;
3) организация профессорско-преподавательским составом кафедры и студентами приемной комиссии проведения «Дня открытых дверей»;
4) работа по привлечению учащихся школ для проведения «Дня открытых дверей» в ГБОУ ВО СГПИ.
2. Распространение буклетов о вузе, о факультете среди учащихся школ Ставропольского края.
3. Посещение преподавателями кафедры школ г. Ставрополя и края родительских собраний, проводимых совместно с учащимися, с целью привлечения для поступления в ГБОУ ВО СГПИ.
 
Кафедра русского языка и литературы помогает выпускникам и студентам найти работу по специальности после окончания учебы или в процессе учебы на старших курсах. Учебные учреждения города и края заинтересованы в подготовленных и конкурентоспособных молодых специалистах-филологах – выпускниках Ставропольского государственного педагогического института.
Кроме того, кафедра поддерживает связь со своими выпускниками разных лет, и в случае появления вакансии для специалиста с опытом работы, готова содействовать поиску подходящего кандидата среди выпускников.
 
Перечень дисциплин кафедры.
1. Активные процессы в языке и речи.
2. Введение в литературоведение.
3. Введение в языкознание.
4. Деловая риторика.
5. Детская литература.
6. Детская литература с практикумом по выразительному чтению.
7. Дискуссионные вопросы истории и поэтики русской литературы XIX века.
8. Журналистика в этнокультурной сфере.
9. Историческая грамматика.
10. История зарубежной литературы.
11. История отечественной и зарубежной журналистики.
12. История отечественной литературы.
13. История русского литературного языка.
14. История русской литературы.
15. История русской литературы XIX века.
16. История русской литературы ХХ века.
17. Книга как эстетический феномен.
18. Литература.
19. Литература народов Северного Кавказа.
20. Литература русского зарубежья.
21. Литература с основами литературоведения.
22. Литературное образование дошкольников.
23. Литературное редактирование и корректорская правка.
24. Методология литературоведческого исследования.
25. Мифопоэтика русской литературы серебряного века.
26. Общее языкознание.
27. Основы журналистики.
28. Основы речевой культуры дефектолога.
29. Основы творческой деятельности журналиста.
30. Паблик рилейшнз.
31. Педагогическая риторика.
32. Поэтика литературных жанров.
33. Практикум по выразительному чтению.
34. Практикум по выразительному чтению.
35. Практическая стилистика.
36. Проблемы литературы ХХ-ХХI вв.
37. Русская диалектология.
38. Русская литература.
39. Русский язык и культура речи.
40. Современные направления исследования языка.
41. Современные проблемы грамматики.
42. Современный русский язык.
43. Старославянский язык.
44. Стилистика.
45. Теоретические основы и методологические принципы русской литературной критики.
46. Теория и практика массовых коммуникаций.
47. Теория и практика читательской деятельности.
48. Теория литературы.
49. Теория языка.
50. Техника речи.
51. Тренинг профессионально ориентированных риторики, дискуссий, общения и написания статей.
52. Устное народное творчество.
53. Филологический анализ текста.
54. Философия языка: история и современность.
55. Фольклор.
56. Этнокультурная деятельность СМИ.
57. Язык и стиль СМИ.
58. Язык и стиль СМИ Северного Кавказа.