JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Учебно-методическая работа



Традиции кафедры исторических дисциплин и методики их преподавания в учебно-воспитательной сфере, основные достижения, работа по обеспечению УМК дисциплин кафедры

Сотрудниками кафедры осуществляется преподавание дисциплин на всех факультетах института, а также в центре профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГБОУ ВО СГПИ. Кафедра является выпускающей и в настоящее время готовит бакалавров по направлению 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Обществознание». Регулярно происходит процесс корректировки и разработки рабочих программ, методических рекомендаций и фонда оценочных средств по предметам специализации кафедры.

Система воспитательной работы, реализовываемая на кафедре представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную прежде всего на создание условий для развития духовности обучающихся с опорой на общечеловеческие ценности; оказание содействия в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание является приоритетом в образовании и представляет собой органичную составляющую процесса обучения в целом и развития будущих педагогов в частности. Особое внимание уделяется вопросам формирования толерантности и межэтнической толерантности в связи с особенностью развития поликультурного региона.

Основные направления учебно-методической работы кафедры

  • внедрение основной образовательной программы бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура»;
  • разработка содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
  • разработка содержания учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
  • разработка и обновление учебных программ, учебно-методических комплексов и фонда оценочных средств по дисциплинам кафедры, методических указаний к курсовым и дипломным работам, материалов для промежуточной и итоговой аттестации;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • изучение и внедрение в практику работы кафедры и вуза передового научного и педагогического опыта;
  • проведение открытых занятий по дисциплинам кафедры;
  • разработка и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе;
  • информатизация учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры;
  • разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам;
  • разработка и апробация диагностических материалов с целью выявления уровня обученности студентов, их затруднений при изучении дисциплин, по которым специализируется кафедра;
  • осуществление внутривузовского контроля качества знаний студентов на основе внедрения тестовых материалов;
  • осуществление контроля качества преподавания;
  • осуществление контроля за проведением отработок и выполнением самостоятельной работы преподавателями и студентами.

Основные задачи по организации учебно-методической работы:

  • внедрение в образовательный процесс ОПОП бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура», обеспечение учебно-методическими комплексами всех учебных дисциплин ОПОП, закрепленных за кафедрой;
  • учет в содержании рабочих программ основных положений государственного образовательного стандарта третьего поколения;
  • ориентация в процессе преподавания дисциплин на новое направление образования – от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу;
  • совершенствование лекционного материала, корректировка плана практических занятий, обновление заданий для самостоятельной контролируемой работы студентов; приведение в программах в соответствие списка основной и дополнительной литературы по нормам года издания;
  • разработка эффективных форм и механизмов контроля качества образования, мониторинг качества профессиональной подготовки преподавателей и студентов СГПИ;
  • изучение и внедрение в практику работы современных технологий преподавания исторических дисциплин;
  • активное использование интерактивных методов обучения студентов: ознакомление с интерактивными технологиями на курсах повышения квалификации преподавателей СГПИ.

На кафедре регулярно проводятся научно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике

  • «Принципы исторического познания»;
  • «Историческое познание и современность»;
  • «Дискуссионные вопросы теории и методологии истории»;
  • «Новые направления в исторической науке».

Преподаватели кафедры проводят активную работу по сотрудничеству со Ставропольским государственным музеем-заповедником им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, музейно-выставочный комплекс «Россия – моя история», ведущими образовательными и научными центрами региона, выступают с просветительскими лекциями для молодежи и специалистов по проблемам отечественной истории и исторического краеведения. Профессорско-преподавательский состав кафедры входит в состав жюри городского, краевого и регионального этапов Всероссийских олимпиад по истории и обществознанию.

Все выпускные квалификационные работы выпускников института по профилям подготовки «История» и «Обществознание» выполняются по заказу образовательных организаций Ставропольского края, проходят апробацию в ходе прохождения педагогической практики и активно внедряются в учебный процесс школ, лицеев, гимназий.

В учебном процессе профессорско-преподавательским составом кафедры успешно используются активные и интерактивные методы обучения. Использование ИКТ в учебном процессе является одним из способов повышения мотивации обучения, способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, а также помогают реализовать общение, образование, самореализацию как главные человеческие потребности. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

Работа с выпускниками и профориентационная работа

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса кафедры, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих выпускников. Она представляет собой целостное обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве института на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных ценностей, направленных на выполнение активной гражданской позиции.

Особое внимание на кафедре уделяется вопросам развитию гражданско-патриотических чувств и качеств у студентов через использование содержания, раскрывающего исторические, социальные, экономические аспекты жизни общества, актуализирующего проблемы, стоящие перед городом, регионом, страной в целом. В связи с этим, профессорско-преподавательский состав во главе с заведующим кафедрой в ходе учебного процесса и во внеучебное время проводят тематические беседы и встречи, круглые столы, дискуссионные заседания проблемных групп, экскурсии, приуроченные к памятным и юбилейным датам отечественной и всемирной истории.

Кафедра придает особое значение проведению профориентационной работы, проводя разного уровня и рода мероприятия:

  • организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями, и обеспечение формирования контингента студентов для вуза;
  • оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов института;
  • распространение информации о вузе и его факультетах;
  • изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента вуза;
  • установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ города, края и СКФО;
  • организация профессорско-преподавательским составом кафедры и студентами приемной комиссии проведения «Дня открытых дверей» в ГБОУ ВО СГПИ.

Перечень дисциплин кафедры

  1. XX век: история российской эмиграции;
  2. Административное право;
  3. Архивоведение;
  4. Войны и революции в истории России;
  5. Всемирно-исторический процесс в контексте социально-политических конфликтов;
  6. Глобальные проблемы современной эпохи: Россия и мир;
  7. Глобальные проблемы современности в историческом контексте;
  8. Гражданское право;
  9. Демографический фактор во всемирном историческом процессе;
  10. Исследование регионального исторического текста;
  11. Историография истории зарубежных стран;
  12. Историография истории России;
  13. Историческое краеведение;
  14. История Византийской цивилизации;
  15. История государства и права зарубежных стран;
  16. История государства и права России;
  17. История древнего мира;
  18. История западных и южных славян;
  19. История и культура Ставропольского края;
  20. История исторической науки;
  21. История международных отношений в новое и новейшее время;
  22. История мировых цивилизаций;
  23. История народов Северного Кавказа;
  24. История науки и техники;
  25. История новейшего времени;
  26. История нового времени;
  27. История первобытного общества;
  28. История политических и правовых учений;
  29. История России (XVIII - нач.XX века);
  30. История России (XX век);
  31. История России (до XVII века);
  32. История России (до конца XVII века);
  33. История Российской дипломатии;
  34. История средних веков;
  35. История;
  36. Источниковедение всеобщей истории;
  37. Источниковедение истории России;
  38. Источниковедение отечественной истории;
  39. Конституционное право;
  40. Личность в историческом пространстве России;
  41. Личность и общество как проблема современных гуманитарных и социально-экономических наук;
  42. Международный терроризм в контексте интерцивилизационного взаимодействия;
  43. Методика обучения истории;
  44. Методика обучения обществознанию;
  45. Методика обучения обществознанию в средней школе
  46. Методика работы с историческими и нормативно-правовыми текстами;
  47. Методологические основы исследования социально-политических процессов;
  48. Музееведение;
  49. Новейшая отечественная история;
  50. Образовательное право;
  51. Общественно-политическое движение в мире и современной России;
  52. Политическая история России;
  53. Правовое обеспечение профессиональной деятельности;
  54. Практикум по методике обучения истории и обществознания;
  55. Практикум по методике обучения истории и права;
  56. Практикум по методике обучения обществознанию;
  57. Практикум по методике обучения обществознанию и праву;
  58. Практикум по теории и методике обучения истории и обществознанию;
  59. Природно-географический фактор во всемирно-историческом процессе;
  60. Российское самодержавие: история дома Романовых (1613-1917 гг.);
  61. Россия и мир: теория и практика становления гражданского общества;
  62. Россия и современные модели общественного развития;
  63. Россия: международные отношения и геополитика;
  64. Современная история;
  65. Современные международные организации;
  66. Современные технологии обучения истории и праву;
  67. Современные цивилизации: тенденции и противоречия общественного развития;
  68. Социальная стратификация: научные альтернативы в контексте исторического развития;
  69. Специальные исторические дисциплины;
  70. Ставрополье в период фашистско-немецкой оккупации;
  71. Теория государства и права;
  72. Теория и методика архивного дела;
  73. Теория и методика внеурочной работы по истории и обществознанию;
  74. Теория и методика исторического исследования;
  75. Теория и методика обучения истории;
  76. Теория и методика обучения обществознанию;
  77. Теория и методология истории;
  78. Теория и методология обществознания;
  79. Техногенный фактор в развитии человеческой цивилизации;
  80. Уголовное право;
  81. Ювенальное право.