JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Учебно-методическая работа



Традиции кафедры истории и права в учебно-воспитательной сфере, основные достижения, работа по обеспечению УМК дисциплин кафедры
 
Сотрудниками кафедры истории и права осуществляется преподавание дисциплин на всех факультетах института, а также в центре профессиональной подготовки и переподготовки кадров ГБОУ ВО СГПИ. Кафедра является выпускающей и в настоящее время готовит бакалавров по направлению 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профили «История» и «Обществознание», «История» и «Иностранный язык»;
Регулярно происходит процесс корректировки и разработки рабочих программ, методических рекомендаций и фонда оценочных средств по предметам специализации кафедры. Так, за последние пять лет сотрудниками кафедры подготовлено более 30 учебных и учебно-методических пособий, в том числе: «Моя родословная: биографический метод формирования российской идентичности», «Антрополого-ориентированный подход к изучению русского языка и литературы и истории в условиях интегрированного обучения представителей некоренного населения в средней школе», «Глобальные проблемы современности».
Система воспитательной работы, реализовываемая на кафедре русского языка и литературы, представляет собой целенаправленную деятельность, ориентированную прежде всего на создание условий для развития духовности обучающихся с опорой на общечеловеческие ценности; оказание содействия в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание является приоритетом в образовании и представляет собой органичную составляющую процесса обучения в целом и развития будущих педагогов в частности.
Особое внимание уделяется вопросам формирования толерантности и межэтнической толерантности в связи с особенностью развития поликультурного региона. В соответствии с этим профессорско-преподавательским составом во главе с заведующим кафедрой регулярно осуществляется проведение круглых столов, открытых лекций и других подобных мероприятий с освещением данной информации на сайте института. 
 
Основные направления учебно-методической работы кафедры
- внедрение основной образовательной программы бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура»;
- разработка содержания новых учебных курсов, корректировку содержания и тематических планов дисциплин, преподаваемых на кафедре;
- разработка содержания учебно-методических пособий, методических рекомендаций по дисциплинам кафедры;
- разработка и обновление учебных программ, учебно-методических комплексов и фонда оценочных средств по дисциплинам кафедры, методических указаний к курсовым и дипломным работам, материалов для промежуточной и итоговой аттестации;
- повышение квалификации преподавателей;
- изучение и внедрение в практику работы кафедры и вуза передового научного и педагогического опыта;
- проведение открытых занятий по дисциплинам кафедры; 
- разработка и совершенствование средств наглядности обучения, а также методики их использования в учебном процессе; 
- информатизация учебного процесса: формирование банка компьютерных презентаций по дисциплинам кафедры;
- разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам;
- разработка и апробация диагностических материалов с целью выявления уровня обученности студентов, их затруднений при изучении дисциплин, по которым специализируется кафедра; 
- осуществление внутривузовского контроля качества знаний студентов на основе внедрения тестовых материалов; 
- осуществление контроля качества преподавания;
- осуществление контроля за проведением отработок и выполнением самостоятельной работы преподавателями и студентами.
 
Основные задачи по организации учебно-методической работы:
- внедрение в образовательный процесс ОПОП бакалавриата по направлениям «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Народная художественная культура», обеспечение учебно-методическими комплексами всех учебных дисциплин ОПОП, закрепленных за кафедрой;
- учет в содержании рабочих программ основных положений государственного образовательного стандарта третьего поколения;
- ориентация в процессе преподавания дисциплин на новое направление образования – от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу; 
- совершенствование лекционного материала, корректировка плана практических занятий, обновление заданий для самостоятельной контролируемой работы студентов; приведение в программах в соответствие списка основной и дополнительной литературы по нормам года издания;
- разработка эффективных форм и механизмов контроля качества образования, мониторинг качества профессиональной подготовки преподавателей и студентов СГПИ;
- изучение и внедрение в практику работы современных технологий преподавания исторических дисциплин;
- активное использование интерактивных методов обучения студентов: ознакомление с интерактивными технологиями на курсах повышения квалификации преподавателей СГПИ.
 
На кафедре регулярно проводятся научно-методологические и научно-методические семинары по следующей проблематике
 «Принципы исторического познания»; 
«Историческое познание и современность»; 
«Дискуссионные вопросы теории и методологии истории»; 
«Новые направления в исторической науке».
Преподаватели кафедры проводят активную работу по сотрудничеству с научными библиотеками города Ставрополя и края, Ставропольским государственным музеем –заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, ведущими образовательными и научными центрами региона, выступают с просветительскими лекциями для молодежи и специалистов по проблемам отечественной истории и исторического краеведения. Профессорско-преподавательский состав кафедры входит в состав жюри городского, краевого и регионального этапов Всероссийских олимпиад по истории.
 Все выпускные квалификационные работы выпускников института по профилям подготовки «История» и «Обществознание» выполняются по заказу образовательных организаций Ставропольского края, проходят апробацию в ходе прохождения педагогической практики и активно внедряются в учебный процесс школ, лицеев, гимназий.
 В учебном процессе профессорско-преподавательским составом кафедры успешно используются активные и интерактивные методы обучения. Использование ИКТ в учебном процессе является одним из способов повышения мотивации обучения, способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, а также помогают реализовать общение, образование, самореализацию как главные человеческие потребности. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить педагога от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
 Кафедра истории и права придает особое значение проведению профориентационной работы среди выпускников средних школ города, края и СКФО. В течение учебного года преподавателями проводилась следующая работа: 
1) распространение буклетов о вузе, о факультете студентами по месту прописки;
2) участие профессорско-преподавательского состава кафедры в проведении «Дня открытых дверей»;
3) Распространение буклетов о вузе, о факультете среди учащихся школ Ставропольского края.
Кафедра истории и права помогает выпускникам и студентам найти работу по специальности после окончания учебы или в процессе учебы на старших курсах. Учебные учреждения города и края заинтересованы в подготовленных и конкурентоспособных молодых специалистах-историках – выпускниках Ставропольского государственного педагогического института.
Кроме того, кафедра поддерживает связь со своими выпускниками разных лет, и в случае появления вакансии для специалиста с опытом работы, готова содействовать поиску подходящего кандидата среди выпускников.
 
Работа с выпускниками и профориентационная работа
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса кафедры истории и права, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих выпускников. Она представляет собой целостное обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве института на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных ценностей, направленных на выполнение активной гражданской позиции.
Особое внимание на кафедре уделяется вопросам развитию гражданско-патриотических чувств и качеств у студентов через использование содержания, раскрывающего исторические, социальные, экономические аспекты жизни общества, актуализирующего проблемы, стоящие перед городом, регионом, страной в целом. В связи с этим, профессорско-преподавательский состав во главе с заведующим кафедрой в ходе учебного процесса и во внеучебное время проводят тематические беседы и встречи, круглые столы, дискуссионные заседания проблемных групп, экскурсии, приуроченные к памятным и юбилейным датам отечественной и всемирной истории.
Кафедра истории и права придает особое значение проведению профориентационной работы, проводя разного уровня и рода мероприятия:
- организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями, и обеспечение формирования контингента студентов для ВУЗа;
- оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов института;
- распространение информации о ВУЗе и его факультетах;
- изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента ВУЗа;
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ города, края и СКФО;
- организация профессорско-преподавательским составом кафедры и студентами приемной комиссии проведения «Дня открытых дверей» в ГБОУ ВО СГПИ.
 
Перечень дисциплин кафедры
1. Архивоведение 
2. Всемирно-исторический процесс в контексте социально-политических конфликтов 
3. Глобальные проблемы современности в историческом контексте 
4. Глобальные проблемы современной эпохи: Россия и мир 
5. Гражданское право 
6. Демографический фактор во всемирном историческом процессе 
7. Диаспоры в поликультурном пространстве Ставрополья 
8. Историческое краеведение 
9. История 
10. История государства и права 
11. История западных и южных славян 
12. История древнего мира 
13. История и культура Ставропольского края 
14. История народов Северного Кавказа 
15. История исторической науки 
16. История России (до XVII века) 
17. История России (до конца XVII века) 
18. История России (XVIII – нач. XX века) 
19. История России (XX век) 
20. История новейшего времени 
21. История нового времени 
22. XX век: история российской эмиграции
23. История политических и правовых учений 
24. История Российской дипломатии 
25. История средних веков 
26. Источниковедение истории России 
27. Историография истории России 
28. Конституционное право
29. Криминология 
30. Международный терроризм в контексте интерцивилизационного взаимодействия 
31. Музееведение 
32. Нормативно правовые основы 
33. Новейшая отечественная история 
34. Новые направления в исторической науке 
35. Отечественная история 
36. Образовательное право 
37. Обществознание 
38. Основы гражданского права 
39. Патентоведение 
40. Правоведение 
41. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов 
42. Правовое обеспечение профессиональной деятельности 
43. Правовое регулирование труда несовершеннолетних 
44. Российское самодержавие: история дома Романовых (1613-1917 гг.)
45. Современная история 
46. Специальные исторические дисциплины 
47. Теория государства и права 
48. Теория и методология истории 
49. Теория и методология обществознания 
50. Уголовное право 
51. Ювенальное право