JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Учебно-методическая работа



Перечень учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой  теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин в 2016-17 учебном году:
1. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности 
2. Интегрированное обучение и индивидуальное творчество учителя 
3. Интерпретация текста в аспекте обучения русскому языку как неродному 
4. Лингвострановедение в полиэтнических классах Ставропольского края 
5. Методика обучения истории 
6. Методика обучения литературе 
7. Методика обучения обществознанию 
8. Методика обучения русскому языку 
9. Методика обучения русскому языку и литературному чтению 
10. Методика обучения сочинениям и изложениям
11. Методика преподавания русского языка как неродного 
12. Методика работы с историческими и нормативно-правовыми текстами 
13.    Практикум по методике обучения истории и обществознанию 
14.    Практикум по методике обучения истории и праву 
15.    Практикум по методике обучения русскому языку 
16.    Практикум по орфографии и пунктуации 
17.    Практикум по русскому правописанию 
18.    Русский язык с методикой преподавания 
19.    Современные технологии обучения истории и праву 
20.    Современные технологии обучения филологии 
21.    Текстоцентрический принцип обучения на уроках русского языка как неродного 
22.    Теория и методика внеурочной работы по истории и праву 
23.    Теория и методика обучения истории 
24.    Теория и методика развития речи у детей 
25.    Теория и технологии развития речи детей 
26.    Техника речи 
27.    Трудные случаи русской грамматики в аспекте обучения русскому языку как неродному
28.    Эффективные методы обучения орфографии и пунктуации инофонов.

Организация учебного процесса кафедры
 В настоящее время кафедра представляет собой сложившийся научно-педагогический коллектив: учебный процесс обеспечивают  10 штатных преподавателей, как начинающих, так и имеющих высший уровень квалификации. При организации учебного процесса основное внимание уделяется усвоению студентами современного гуманитарного знания, развитию способности интегрировать собственные научные исследования в учебный процесс, умению применять на практике полученный теоретический материал. В рамках плана учебной работы на 2016-2017 учебный год кафедра реализует  следующие задачи:
- корректировка рабочих программ по всем учебным дисциплинам кафедры; 
- разработка и корректировка учебных программ и технологических карт 
по программам бакалавриата; 
- разработка, корректировка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры;
- совершенствование содержания лингвистического и исторического образования студентов с учётом требований общества и развития дошкольного, школьного и вузовского образования в свете современных требований, реализующих ФГОС;
- разработка и корректировка эффективных форм и механизмов контроля качества филологического и исторического образования,  в том числе, совершенствование системы балльно-рейтингового оценивания достижений студентов;
- изучение, совершенствование и внедрение в практику работы современных технологий преподавания лингвистических, литературоведческих и исторических дисциплин;
- мониторинг качества профессиональной подготовки и повышение уровня языкового мышления.
С учетом современных требований к организации процесса обучения, контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков студентов преподавателями кафедры разработаны учебно-методические комплексы по дисциплинам федерального, национально-регионального и вузовского компонентов.
В рамках учебного плана по некоторым базовым дисциплинам предусмотрено написание студентами курсовых работ. Также, сотрудники кафедры осуществляют подготовку бакалавров к написанию выпускной квалификационной работы.
Значительное направление, реализуемое кафедрой, - практика. Учебная и производственная практики являются составной частью основной образовательной программы высшего образования. Это обязательный и крайне важный аспект обучения студентов историко-филологического факультета ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». В системе вузовской подготовки будущего учителя русского языка и литературы, истории, обществознания, права, иностранного языка практики являются органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью. Базами для прохождения учебной и производственных практик  являются современные общеобразовательные учебные заведения различных типов (школы, лицеи, гимназии и др.). 
Практики направлены на формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, на приобретение ими практического опыта по направлению будущей профессиональной деятельности. Прохождение практики повышает качество подготовки студента-бакалавра, позволяет ему закрепить имеющиеся и приобрести новые теоретические знания, а также овладеть практическими педагогическими умениями и навыками и использовать их в реальном процессе обучения.
Практика позволяет студенту познавать профессию учителя и помогает ему вырабатывать такие необходимые педагогические качества, как управление своим психическим состоянием, эмоциями, речью, развивать коммуникативные способности. Важное место уделяется формированию педагогической корректности, толерантности и этики.
Системообразующей целью непрерывной  практики  на  историко-филологическом факультете является подготовка педагогов к обеспечению гуманизации образования с учетом особен¬ностей, возможностей и потребностей региона.Гуманистическая, демократическая и инновационная направленность целей педагогического образования преломляются в его содержании, методах и формах. 
Трактуя современное педагогическое образование как гуманитарное, обеспечивающее готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной пози¬ции и профессиональных умений к моделированию и проектированию ва-риативных способов деятельности, факультет придает его содержанию гуманитарный характер. Это значит, что оно должно быть смыслопорождающим, обращенным к целостному человеку как интеллектуальному, эмоциональному и волевому существу, как к личности и индивидуально¬сти, как к творческому субъекту педагогической деятельности.
Основное содержание практики на историко-филологическом факультете составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает следующие направления: 
- изучение подростка, выявление его способностей, интересов, мотивов учения, общения, деятельности и планирование их индивидуального развития; 
- организация жизнедеятельности и общения студентов в учебных заведениях, коллективах класса, проблемных групп, элективных курсов, клубов и других объединений, создание благоприятных условий для развития каждого обучающегося; 
- организация индивидуальных и коллективных образовательных, трудовых, социальных, художественных, спортивных и других мероприятий; 
- изучение, анализ и самоанализ педагогического опыта, формирование и развитие личной, общей и педагогической культуры будущего учителя. 
Основное содержание практики реализуется: 
- в деятельности учителя-предметника, классного руководителя, научного руководителя проекта и др.; 
- участии в экспериментальной и методической работе; 
- в работе с родителями, специалистами в смежных областях.


Виды практик бакалавров на историко-филологическом факультете
Учебная практика

Реализация учебной практики непосредственно связана с дисциплинами профессионального цикла (базовая и вариативная части).  В ходе проведения практики решаются познавательные и практические задачи по ознакомлению студентов с основными направлениями деятельности учителя. В период практики будущий учитель наблюдает за детьми и работой педагога, осмысливает и анализирует учебный процесс в различных его ракурсах. Практика дает студенту возможность уяснить закономерности образовательного процесса, роль и функции в нём учителя-предметника.
Производственная практика
Производственная практика является одной из ступеней непрерывной профессионально-практической подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. На историко-филологическом факультете данный вид практики осуществляется поэтапно: на 3 курсе практика состоит из двух практических блоков – психолого-педагогического и учебно-методического, где студенты учатся системному подходу в педагогической деятельности, видению целостного педагогического процесса; на 4 курсе студентам предоставляется возможность реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также целенаправленной подготовки и проведения цикла уроков по одной из профильных дисциплин направления в школе; на 5 курсе студенты готовятся к комплексному решению профессиональных задач исследовательского и проектного характера в условиях, максимально приближенных к практической деятельности учителя-предметника.
Базами практик на историко-филологическом факультете являются образовательные учреждения г. Ставрополя разного типа (МБОУ лицей № 35, МБОУ СОШ № 21, МБОУ СОШ №18, МБОУ гимназия №24, МБОУ гимназия №25, МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №42, МБОУ СОШ № 7, ФГКОУ «Ставропольское  президентское кадетское училище», МБОУ лицей №15, МБОУ лицей 14, МБОУ СОШ№26, МБОУ лицей №23 и др.)