JavaScript выключен!!!

Ректор института
Редько Людмила Леонидовна

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

Архив Новостей


ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Прикоснуться к литературному и философскому наследию Ю.М. Лотмана


В рамках «Дней науки СГПИ» 6 апреля на историко-филологическом факультете состоялось открытое заседание проблемной группы «Слово» (руководитель – д. пед. наук, профессор Дворникова Е.И.), которое было посвящено выдающемуся русскому литературоведу, семиотику, культурологу Лотману Юрию Михайловичу. В феврале ему исполнилось 95 лет.
Во вступительном слове Е.И. Дворникова отметила, что на протяжении всей жизни Ю.М. Лотман исследовал русскую литературу второй половины XVIII – середины XIX вв. (А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, писатели-декабристы, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и др.). В сферу чисто литературоведческую Ю.М. Лотман вводит активное изучение фактов быта и поведения соответствующих эпох, создает литературные «портреты» известных русских людей. Комментарий к Евгению Онегину и исследования Ю.М. Лотмана о быте и поведении декабристов стали классическими литературоведческими трудами. 
После вступительного слова участникам заседания было предложено посмотреть и обсудить фильм «Пространство Ю.М. Лотмана». 
В процессе обсуждения особый интерес в творчестве Ю.М. Лотмана у студентов вызывало соотношение «литературы» и «жизни». Студенты говорили о том, что Ю.М. Лотман умел обнаруживать случаи воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы (например, как бы предрешающая судьбу императора Павла I идея «Северного Гамлета»). Также они говорили о том, как Ю.М. Лотману удавалось выявлять потаенное содержание текста при сопоставлении его с реальностью: он доказал, что подлинное путешествие Н.М. Карамзина по Европе отличалось от его маршрута в Письмах русского путешественника, и предположил, что истинный маршрут был скрыт, ибо был связан с участием Н.М. Карамзина в обществе масонов. Подобные сопоставления позволили Ю.М. Лотману сделать вывод о наличии «лжи» в мемуарных и эпистолярных текстах ряда деятелей русской культуры (например, у декабриста Завалишина). 
Студенты отметили, что существенной новацией Ю.М. Лотмана было введение в анализ художественного текста обращения к описываемому в нем географическому пространству, которое, как показал Ю.М. Лотман на примере повестей Н.В. Гоголя, часто выполняет сюжетообразующую функцию.
Студенты выявили, что важным моментом в творческой биографии Ю.М. Лотмана было обращение к кибернетике, структурализму, машинному переводу, искусственному интеллекту, бинаризму в культурологическом описании и др.
Студенты также говорили о том, что Ю.М. Лотману принадлежат труды по знаковым системам.
Основные труды Ю.М. Лотмана, на которые опирались студенты в процессе обсуждения: 
1. Труды по знаковым системам.
2. Миф-Имя-Культура (совместно с А.М. Пятигорским
3. Внутри мыслящих миров
4. Культура и взрыв.
Многое из творческого наследия Ю.М. Лотмана входит в культурную копилку человечества. А ученики и последователи ученого будут дальше развивать его идеи: ведь научное развитие не останавливается.