• 1
  • wowslider
  • 3
   Ректор института
Редько Людмила Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края

«В том то и заключается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви…»

20 декабря на историко-филологическом факультете прошел круглый стол «Художественно-историческая концепция трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”», авторами и координаторами которого выступили зав. кафедрой русского языка и литературы доктор пед. наук Дворникова Евгения Игнатьевна и ассистент кафедры Ключникова Ирина Владимировна, а также студенты группы ИФ2Р. На заседании круглого стола присутствовали доктор филологических наук Погребная Я.В., доценты Луговая Е.А., Кузнецова Т.Б., Деревяшкина А.П., студенты 1, 3, 4 и 5 курсов.
Студентами Гаджиевой Р., Ильясовой М., Криворучко А. были изучены и изложены пушкинские взгляды на драматическое искусство, что позволило понять те принципы, которые лежат в основе его трагедии. В «Борисе Годунове» Александр Сергеевич стремится занять позицию историка, художественно исследующего действительность и не навязывающего читателю никаких сентенций, заставляющего героев и события говорить за себя. Это определяет своеобразие и  основные эстетические компоненты пьесы.
Студенты Казарян М., Стороженко С., Алексанова Н., Белоцерковская В. провели анализ поэтики трагедии, что дало возможность охарактеризовать и жанровые особенности пушкинской пьесы.
Своеобразие эстетического содержания произведения (тип эстетического завершения) и, следовательно, его жанр во многом определяются-характером конфликта. Конфликт «Бориса Годунова» можно квалифицировать как трагический: он неразрешим ни на одном из уровней. И Годунов, и Самозванец оказываются заложниками созданных ими самими ситуаций: совершенное ими приводит к ряду последствий, предотвратить которые герои не могут. Лазарчева М. утверждала, что трагическим лицом в произведении А.С. Пушкина является и народ, который возводит на престол того, кого впоследствии царем признать не желает. Трагедия народа и в том, что его надежды на появление доброго и справедливого царя неосуществимы (единственный возможный «истинный» царь — царевич Димитрий — в действительности царем быть не может), а стремящиеся к власти лишь умело манипулируют народным мнением. К какой бы стороне многопланового конфликта пушкинской пьесы студенты ни обратились, все они трагически окрашены.
В то же время, по мнению Алексановой Н., поэт синтезирует в «Борисе Годунове» высокое и низкое, трагическое и комическое. История не воспринимается им однозначно трагически. Художественно познавая жизнь, А.С. Пушкин открывает в ней единство, синтез трагедии и комедии. Традиция такого восприятия жизни восходит к драматургии Шекспира, к народной драме и эстетике карнавала.
Ориентируясь на принципы шекспировского творчества и эстетику народной драмы, А.С. Пушкин создает свободную жанровую форму, внутренние законы которой определяются новым характером отношений между произведением и внеэстетической действительностью — его приближением к формам жизни, воплощением естественного движения жизни во внутренне завершенном саморазвитии произведения.
Персонажная система «Бориса Годунова», которую исследовали Андрющенко М., Костенко А., Чалова Ю., Лысенко О., тоже связана с задачей художественного постижения истории, рассматриваемой сквозь призму частного и общего бытия. В пьесе свыше восьмидесяти действующих лиц, при этом вряд ли можно говорить о специальном принципе их компоновки: представленный в ней набор характеров определяется изображаемыми событиями и конфликтными линиями трагедии. Слова, поступки персонажей, их участие в событиях обусловлены логикой их характеров, законами общения, а не авторской волей. Отсюда ощущение полной самостоятельности пушкинских героев, связанное с внутренней закономерностью их поведения, слов, бытия в целом.
Шварц А., Лысенко О., Ященко А. утверждали, что основу текста пушкинской трагедии составляет диалог, развивающийся в соответствии с логикой характеров и ситуации общения. Это рождает ощущение его абсолютной естественности и «правдивости». В диалог включаются и монологические высказывания персонажей, формируя единое диалогическое поле пьесы. В результате четко обозначенные структурные элементы, свойственные всякому драматическому произведению, приобретают в «Борисе Годунове» качественное единство саморазвивающейся художественной системы.
Шварц А. был проведен анализ речевой организации «Бориса Годунова», который позволил ответить на вопрос о цельности его художественной структуры. Именно общее диалогическое пространство трагедии подтверждает ее единство, отрицавшееся современниками поэта: все элементы ее речевой структуры органически взаимосвязаны, представляют собою целое.
В конце круглого стола студентами были сделаны следующие выводы:
1. Появление пушкинской трагедии не было неожиданным: оно подготовлено предшествующим развитием русской драматургии и творческой эволюцией самого поэта.
2. Теория драмы Пушкина генетически связана с романтизмом, прежде всего с эстетикой ранних немецких романтиков: она основывается на переосмыслении предложенных ими понятий и категорий.
3. «Борис Годунов» представляет собой новый тип драматического произведения, сочетающий познавательные и изобразительные возможности эпоса и драмы.
4. Пушкин создает свободную жанровую форму, не предполагающую активного авторского участия и развивающуюся по своим внутренним законам.
5. Уникальность пушкинской трагедии в том, что в ней органически соединяются разные начала: комическое и трагическое, стих и проза, способы эпического и драматического изображения. Это принципиально новая художественная система, предполагающая внутреннее единство всех компонентов произведения.
6. Анализ речевой организации трагедии «Борис Годунов» позволяет ответить на вопрос о цельности ее художественной структуры. Общее диалогическое пространство пьесы подтверждает ее единство, нередко отрицавшееся современниками поэта.
В обсуждении проблем круглого стола приняли участие профессор Погребная Я.В., доцент Луговая Е.А., доцент Деревяшкина А.П. и присутствующие студенты историко-филологического факультета. В подведении итогов круглого стола говорилось о том, что трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» не обделена вниманием исследователей, но неисчерпаемость заключенных в ней смыслов снова и снова побуждает читателей XXI века обратиться к ней.
После обсуждения проблем круглого стола студенты были награждены дипломами.