• 1
  • wowslider
  • 3
   Ректор института
Редько Людмила Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, депутат Думы Ставропольского края


Издания, подготовленные и выпущенные сотрудниками лаборатории «Антропология детства»

Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект: Материалы XI Международной научно-практической конференции (26-27 июня 2015г.) / Под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. – Ставрополь: Изд-во СГПИ,2015. – 400с.
Сборник включает материалы исследований российских и зарубежных ученых, сотрудников образовательных организаций высшего образования, которые ведутся в рамках междисциплинарного научного направления «Антропология детства».
Представленные работы отражают актуальные теоретические и прикладные аспекты педагогической, психологической, исторической, художественной, информационной и лингвистической антропологии, обусловливающие состояние и тенденции развития педагогической профессии, подготовки педагогических кадров, функционирования образовательных организаций в современных условиях развития российского общества.
Сборник материалов может быть полезен научным и практическим работникам, преподавателям вузов, аспирантам, студентам – всем, кто занимается исследованием проблем педагогической антропологии.

Антрополого-ориентированный подход к изучению русского языка, литературы и истории в условиях интегрированного обучения представителей некоренного населения в средней школе: Учебно-методическое пособие  / Е. Г. Пономарев, Е. Н. Атарщикова, И. А. Ануприенко, Н. И. Булгакова, Р. Э. Герман, Е. М. Марченко, А. В. Морозова, А. С. Нестеров, Д. И. Состин, А. А. Трембикова, Е. В. Шумакова. – Ставрополь: Бюро новостей, 2015. – 202с.
Обозначены проблемы, сложившихся в практике преподавания гуманитарных дисциплин в региональных школах и предложены некоторые теоретические и практические ориентиры учителям для их решения. Это обобщенный опыт различных методических подходов к изучению русского языка, литературы и истории для представителей некоренного населения России, использовавшийся в разные исторические периоды, представленных с современных позиций антрополого-ориентированного подхода.
Для учителей учреждений общего среднего образования Ставропольского края, а также студентов педагогических направлений гуманитарных профилей педагогических вузов.
Работа выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологические основы обучения и воспитания детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды» комплексной научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов», финансируемой Правительством Ставропольского края.

Оценка уровня компетентности молодых специалистов общеобразовательных организаций на основе требований профессионального стандарта педагога: Учебное пособие / Е. Н. Дворникова, А. Б. Кизима, В. В. Красильников, Е. С. Кулевская, М. А. Налбандьян, В. С. Тоискин, С. А. Тюренкова, Н. И. Цвирко, А. В. Шумакова. – Ставрополь: Бюро новостей,2015. – 113с.
В учебном пособии на основе анализа и согласования требований профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования приводятся основные требования к уровням профессиональной компетентности учителя, обосновывается и описывается система показателей уровня развития компетентностей молодого специалиста и уровней сформированности компетенций выпускников педагогического вуза.  Представлены рекомендации по процедуре оценки готовности выпускников бакалавриата к профессиональной деятельности, в том числе на основе компетентностно-ориентированных заданий.
В приложении приведены примеры компетентностно-ориентированных  заданий для выпускников различных профилей подготовки.

Пособие предназначено руководителям образовательных  учреждений и системы образования, преподавательскому составу педагогических образовательных учреждений. Может быть использовано в системе повышения квалификации.

Ивакина, В. В. Основы психологии и педагогики семейных отношений и воспитания в условиях кризиса семьи: Учебное пособие / В. В. Ивакина. – Ставрополь: Изд-во СГПИ,2015. – 274с.
Учебное пособие разработано на основе антропологического подхода. Рассматриваются проблемы деформации семейных отношений в условиях кризиса семьи как социального института; анализируются: гендерная специфика формирования супружеских отношений; культурно-специфические особенности семьи; раскрываются причины кризиса семьи;  дается характеристика нетрадиционным формам семейных отношений, причинам возникновения и актуализации данного феномена в современном обществе. Способствует более глубокому усвоению методологических и теоретических положений современной фамилистики, формированию умений и навыков применять научные знания при решении практических задач, развитию познавательной активности студентов в процессе учебной деятельности.
Пособие предназначено для психологов, педагогов и студентов высших учебных заведений, а также всем, кто интересуется вопросами современной психологии и педагогики семьи.
Работа выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологические проблемы детства в условиях кризиса современного российского общества и предотвращение жестокого обращения с детьми»  лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов», финансируемой Правительством Ставропольского края.

Руководство психолого-педагогической диагностикой детей раннего возраста группы социального и биологического риска: Учебно-методическое пособие / И. И. Кобзарева, О. С. Прилепских, О. С. Погребная, Е. А. Торикова, Е. Н. Францева, М. А. Чернова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ,2015. – 170с.
Пособие разработано на основе антропологического подхода. Содержит теоретический и методический материал, позволяющий грамотно применять разнообразные подходы  и диагностические методики в практической работе с детьми раннего возраста группы социального и биологического риска.
Пособие адресовано детским практическим психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педиатрам, аспирантам, студентам педагогических вузов.

Работа выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и в образовательном пространстве» лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов», финансируемой Правительством Ставропольского края.

Особенности речевого развития ребенка в условиях билингвальной среды: Учебно-методическое пособие / В. М. Акименко, В. В. Ершова, С. В. Жукова, А. Ю. Кабушко, Е. С. Слюсарева, Г. Н. Соломатина. – Ставрополь: Бюро новостей,2015. – 196с.
В учебно-методическом пособии раскрываются различные особенности речевого развития ребенка в условиях билингвальной среды; представлены теоретические и методологические подходы к организации работы по развитию речи детей-билингвов; предлагаются методики логопедической работы с данной категорией детей по коррекции и развитию речи.
Пособие адресовано педагогам дошкольных и школьных образовательных организаций, дефектологам, родителям, воспитывающим детей-билингвов.

Работа выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологические основы организации и содержания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов», финансируемой Правительством Ставропольского края.

Суменко, Л. В. Организация досуга детей и подростков в условиях кризиса семьи: Учебно-методическое пособие / Л. В. Суменко. – Ставрополь: Бюро новостей,2015. – 166с.
В пособии представлены различные аспекты и стороны понимания досуга как социально-педагогического и социально-культурного феномена, раскрываются особенности организации досуга детей и подростков в современных условиях развития России, предлагается видение наиболее актуальных параметров содержания социально-культурной деятельности и места, которое в данной деятельности отводится досугу.
Приведены проблемные вопросы, касаемые досуга, для обсуждения в педагогическом коллективе. Данные вопросы хоть и носят дискуссионный характер, но их осмысление и выработка определенного отношения к ним у членов коллектива образовательного или культурно-досугового учреждения позволяет совершенствовать работу с детьми, подростками, семьей.
Представлены рекомендации по организации досуга детей и подростков, которые могут быть использованы в работе педагогов общего и дополнительного образования, работников культуры, учреждений организации и культурологической направленности и студентам, изучающим вопросы организации досуга детей и подростков.  
Работа выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологические проблемы детства в условиях кризиса современного российского общества и предотвращение жестокого обращения с детьми»  лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов», финансируемой Правительством Ставропольского края.

Методический театр как антропологический метод артпедагогики:  учебно-методическое пособие / Е. Н. Атарщикова, А. А. Трембикова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ,2015. – 256с.
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей школ, преподавателей вузов, студентов, учащихся, а также тех, кто интересуется вопросами методики преподавания гуманитарных дисциплин. Подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта средней школы.
Авторы знакомят студентов, учителей, школьников с работой экспериментальной лаборатории историко-филологического факультета «Методический театр», представляющий собой интегрированную область художественной и общей педагогики – драмогерменевтики, функционирующей как сопряжение театральной, герменевтической и педагогической сфер. Пособие демонстрирует опыт преподавания педагогической режиссуры – совместное проживание урока всеми его участниками, включая учителя.
 Работа выполнена сотрудниками ВНИК «Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической среды» лаборатории «Антропология детства» в рамках научной программы «Подготовка педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов», финансируемой Правительством Ставропольского края.

Моя родословная: биографический метод формирования российской идентичности: Методическое пособие  /Н. И. Булгакова, В. В. Литвинов, Д. И. Состин, Е. В. Шумакова; Ответственный редактор Е. Г. Пономарев. – Ставрополь: Бюро новостей, 2014. – 96с.     
Методическое пособие знакомит с основными принципами генеалогии, источниками и методами сбора информации о своей родословной. Авторы-составители ориентировались на тех, кто хочет сделать первый шаг в изучении истории своей семьи и систематизировать собранный материал о своих родственниках.
Данное пособие подготовлено сотрудниками ВНИК «Антрополого-ориентированный подход к изучению русского языка, литературы и истории в условиях инклюзивного обучения представителей некоренного населения в средней и высшей школе» лаборатории «Антропология детства» при Ставропольском государственном педагогическом институте.

Преподавание русского языка как неродного в школе: Учебно-методическое пособие / Е. Н. Атарщикова, А. В. Морозова, Т. И. Романюк, А. А. Санькова, А. А. Трембикова. – Ставрополь: Бюро новостей,2014. – 304с.
Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками ВНИК «Антропологические основы обучения и воспитания детей-билингвов и детей-мигрантов в условиях полиэтнической лаборатории «Антропология детства».
Содержание учебно-методического пособия знакомит с основными подходами и методами обучения русскому языку как неродному, что позволит как будущему, так и практикующему учителю в своей педагогической деятельности самостоятельно комбинировать различные подходы, элементы разных методов для достижения наилучшего образовательного результата.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, учителей школ, студентов, а также тех, кто интересуется вопросами методики преподавания русского языка как неродного.